Биричева Е.В. Феноменология обиды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-13. список ВАК
Введение. Феномен обиды встречается в жизни любого человека, а его осмысление относится к «вечным» философским вопросам. Однако современная ситуация создаёт условия для массовизации его переживания и связанных с этим новых опасных умонастроений, омрачающих индивидуальное и социальное бытие. Несмотря на необходимость целостного понимания, в научной литературе обида и обидчивость изучаются фрагментарно, определения носят противоречивый характер, отражая разносторонние аспекты, но не схватывая единое основание феномена. Так, актуальной задачей является поиск сущностного ядра обиды, не зависящего от конкретных проявлений, и на этом основании - формирование стратегии преодоления данного деструктивного переживания.
Материалы и методы. Поскольку целью является понимание сути обиды как феномена человеческого бытия, наиболее продуктивным для настоящего исследования представляется экзистенциально-феноменологический подход. В противоположность абстрактно-теоретическим и редукционистским, данная методология позволяет проанализировать феномен во всей его полноте и парадоксальности, а также через разбор реальных проявлений обиды, её переживания и осмысления индивидами «изнутри» ситуации наметить способы борьбы с обидчивостью.
Результаты исследования. Феноменологический разбор обиды показывает, что она является искажённым (неправильным) ви́дением либо человеческого «я» другим(и), либо самим собой. Обида переживается как болезненное несовпадение представляемого/желаемого и реального, поэтому свой исток имеет целиком в воображении индивида, а «вектор» её оказывается направлен в конечном счёте на саморазрушение. Даже будучи нанесённой извне, обида, чтобы стать таковой, должна перейти в плоскость личных представлений, угрожая целостности «картины мира» человека. В связи с этим противопоставить обиде следует понимание «своего-собственного» как уникального и неприступного для другого индивидуального экзистенциального основания. Полезна практика «принятия»: возвращение к настоящему, как оно есть; борьба с непродуктивными страхами и желаниями; осознанность цели своего бытия как самореализации.
Обсуждение и заключения. Проведён экзистенциально-феноменологический анализ обиды; на конкретных примерах разобраны её сходства с близкими переживаниями зависти, ненависти, ресентимента и т.п. и отличия от них; выделены её онтологические основания и противоположные феномены, в опоре на которые возможно преодоление данного разрушительного чувства.
Introduction. Everyone tends to deal with offense sometimes in his/her own life, and understanding of this phenomenon may be classified as an “eternal” philosophical issue. However, the current situation creates conditions for the massiveization of its experiencing and for the new dangerous mindsets, which darken individual and social being. Despite the need for a holistic understanding, in the scientific literature, offense is studied rather fragmentarily, the definitions appear to be contradictory, reflecting diverse aspects, but not grasping the uniform ground of the phenomenon. Hence an urgent task consists in searching for the offense essential core, which does not depend on concrete manifestations, and, on this basis, in tracing a strategy for overcoming this destructive feeling.
Materials and Methods. Since the aim is to understand the essence of offense as a phenomenon of human being, the existential-phenomenological approach seems to be the most productive for this study. In contrast to the abstract-theoretical and reductionist, this methodology allows analyzing the phenomenon in its entirety and paradoxicality. Also it helps to outline the ways to deal with offense through the analysis of its real manifestations, of its experiencing and understanding by individuals “from within” the concrete situations.
Results. Phenomenological analysis of offense shows that it is a distorted (wrong) vision of the human “I” either by Other(s), or by him-/herself. Offense is experienced as a painful dissonance between the represented/desired and the real state of affairs, therefore its source may be found entirely in the individual imagination, and its “vector” appears to be ultimately directed towards self-destruction. Even being inflicted from the outside, the offense must pass into the plane of personal representations in order to become such, threatening the integrity of a person's “worldview”. In this regard, the offense should be opposed to the understanding of “the own” as a unique individual existential ground, unapproachable for the Other. The practice of “accepting” is helpful: to return to the present (real) as it is; to struggle with unproductive fears and desires; to aware of the purpose of the own existence as self-realization.
Discussion and Conclusions. An existential-phenomenological analysis of offense was carried out; life examples were used to highlight its similarities and differences with close phenomena of envy, hatred, resentment, etc. ; its ontological grounds and opposite phenomena were studied to trace possible ways to overcome this destructive feeling.