Зритель как вечный ученик: воспитание советского человека
УДК 791.52 + 791.231.2:327.323.3 + 572:130.2
Кочухова Е.С. Зритель как вечный ученик: воспитание советского человека // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1. С. 274-280. DOI: 10.15826/izv2.2022.24.1.019. список ВАК
Рецензируемая монография является редким для российской гуманитарной науки примером культурно-антропологического исследования советского художественного кино. С одной стороны, художественное кино признается значимым визуальным источником для антропологии. С другой стороны, выявление и изучение инструментов воздействия на человека, способов формирования определенного культурно-антропологического типа наталкивается на значительные теоретико-методологические сложности. В. Михайлин и Г. Беляева, опираясь на представление о принципиально эмпатическом характере художественного кино и о нормативной поэтике, свойственной разным периодам советской истории, проводят кропотливую работу по анализу сюжетов, режиссерских и операторских решений, игры актеров, типовых героев и коллизий советского «школьного» кино. Анализ конкретных фильмов сопровождается прояснением историко-культурного контекста их создания. В рецензии отмечается, что теоретические разделы исследования написаны сжато. Это не позволяет в полной мере обосновать отправную идею монографии — утверждение о способности нормативной поэтики не просто транслировать властное представление о «советском человеке», но добиваться его интериоризации.
In the Russian humanities, cultural and anthropological studies of Soviet feature cinema are poorly represented. The monograph reviewed is one of the few significant studies in this field. On the one hand, in cultural anthropology, feature films are considered a significant visual source. On the other hand, there are serious theoretical and methodological difficulties in the investigation of such cultural policy instruments that make it possible to form a certain anthropological type. V. Mikhailin and G. Belyaeva solve these difficulties, relying on the idea of the fundamentally empathic nature of feature films and the normative poetics that accompanied different periods of Soviet history. The authors carry out painstaking work on the analysis of plots, practices of camera operation, film directors’ decisions, actors’ play, typical characters, and collisions of the Soviet “school” cinema. The film analysis is supplemented by a clarification of the historical and cultural context of their creation. The review notes that the theoretical sections of the work are written concisely. This does not allow for full substantiation of the monograph’s starting idea, i.e. the statement that normative poetics makes it possible not only to transmit the authorities’ idea of the “Soviet man”, but to achieve its internalisation.
*Работа проведена при поддержке РФФИ, проект № 20-09-00216А «Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн:
компаративный анализ».
культурная антропология; советское кино; школьное кино
cultural anthropology; Soviet cinema; school cinema