Добродетели против коммунизма. Фишман Л.Г. Эпоха добродетелей: После советской морали. М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 232 с.
Давыдов Д.А. Добродетели против коммунизма. Фишман Л.Г. Эпоха добродетелей: После советской морали. М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 232 с. // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2022. № 4 (107). С. 186-196. DOI: 10.30570/2078-5089-2022-107-4-186-196. список ВАК
Статья посвящена осмыслению идей, изложенных в монографии Леонида Фишмана «Эпоха добродетелей: После советской морали», где ставится вопрос о причинах быстрого разрушения «высокой» коммунистической морали в СССР, а также скатывания российского общества в 1990-е годы к состоянию «войны всех против всех». Ставя перед собой задачу проследить, как из «добра» рождается «зло», Фишман обращает внимание на то, что коммунистическая мораль Советского Союза заключала в себе внутреннее противоречие, обусловленное сочетанием того, что можно называть этикой добродетели, с этикой принципов. Добродетели состоят из ценностей, актуальных для тех или иных сообществ. При этом этика добродетели имеет двойственную природу. В определенных социальных обстоятельствах она способствует воспитанию гармоничной личности, устремленной к высоким общественным целям. Так бывает, если над ней возвышается этика принципов, задающая высшие цели и общие представления о том, как поступать по отношению к другим членам общества. Но если этика принципов перестает работать, ничто не мешает добродетелям служить чистому злу, ведь даже членам мафиозных кланов не чужды героизм, преданность и честь. Фишман демонстрирует, как этика добродетели постепенно вытесняла этику принципов, приближая крах большого коммунистического проекта.
По заключению Дмитрия Давыдова, ценность исследования Фишмана носит не только исторический характер. Никакой коммунистический проект не может исключить из себя как гуманистическое ядро, ориентированное на освобождение личности, так и направленность на социализацию личности в тех или иных сообществах. Но любая «гармоничная» личность и любое служащее добру сообщество рискуют переродиться в свои противоположности: в эгоистического индивида и объединение «друзей», для которых все, «кто не с нами», — враги.
The article is dedicated to comprehending the ideas set forth in the monograph by Leonid Fishman The Age of Virtues: After Soviet Morality, which raises the question of the reasons for the rapid destruction of “high” communist morality in the USSR, as well as the sliding of the Russian society in the 1990s into a state of “war of all against all”. Setting himself the task of tracing how “evil” is born from “good”, Fishman draws attention to the fact that the communist morality of the Soviet Union contained an internal contradiction due to the combination of what can be called virtue ethics and the ethics of principles. Virtues consist of values that are relevant to certain communities. At the same time, virtue ethics has a dual nature. Under certain social circumstances, it contributes to nurturing a harmonious individual who strives for high social goals. This happens if the ethics of principles rises above it, setting higher goals and general ideas about how to treat other members of society. But if the ethics of principles ceases to function, nothing prevents the virtues from serving pure evil, for even members of mafia clans are not strangers to heroism, devotion, and honor. Fishman demonstrates how the virtue ethics gradually replaced the ethics of principles, bringing closer the collapse of the great communist project.
According to Dmitry Davydov’s conclusion, the value of Fishman’s research is greater than just historical. No communist project can exclude either its humanistic core, with the focus on the liberation of the individual, or its emphasis on the socialization of the individual in these or other communities. But any “harmonious” personality and any community that serves “the good” risk transforming into their opposites: into a selfish individual and an association of “friends”, for whom everyone “who is not with us” is an enemy