Русакова О.Ф., Русаков В.М., Моисеенко Я.Ю. Приключения Царства Разума в стране большевиков // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 4. С. 27-46. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_4_27. список ВАК
Цель статьи – раскрыть основные черты большевистского проекта построения в СССР Царства Разума, связанного с радикальным переформатированием проблемы взаимосвязи рационального и иррационального в условиях становления социалистического общества. Теоретическими источниками послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых построение коммунистического общества связывается с демистификацией общественных отношений и уничтожением отчуждения и овеществления; труды В.И. Ленина и других видных деятелей советского государства, посвященные вопросам организации планового хозяйства и повсеместного внедрения рациональных методов управления; работы выдающегося педагога А.С. Макаренко, направленные на разработку и реализацию идеи воспитания нового советского человека. В статье отмечается, что отечественной версией социалистического преобразования общества стал большевизм (ленинизм), который унаследовал ключевые идеи эпохи французского Просвещения, включая концепцию построения Царства Разума, что получило свое воплощение в системе рационально организованного государственного планирования, учета и контроля. Однако на практике развитие данной системы, доведенное до крайних форм, породило ряд утопических проектов, которые стали воплощением иррационального способа мышления. Таким образом, идея построения Царства Разума обернулась своей противоположностью. Тем не менее авторы статьи полагают, что советскую модель рационально организованного общественного устройства вполне можно считать пусть не до конца реализованным, но в целом довольно успешным проектом построения Царства Разума в социалистическом государстве и методологически верной социально-педагогической системой формирования нового человека.
The article aims to reveal the main features of the Bolshevik project to build the Kingdom of Reason in the USSR, associated with the radical reformatting of the relationship between the rational and irrational in the establishment of the socialist society. Theoretical sources include the works of Karl Marx and Friedrich Engels, linking the construction of a new communist society to the demystification of social relations and the elimination of alienation and reification; the writings of Vladimir Lenin and other prominent figures of the Soviet state, devoted to the organization of planned economy and the widespread implementation of rational management methods; and the works of the outstanding educator Anton Makarenko, aimed at developing and implementing the idea of educating a new Soviet person. The article posits Bolshevism (Leninism) as the Russian version of socialist transformation, inheriting its fundamental ideas from the French Enlightenment, including the concept of the Kingdom of Reason, manifested in the system of rationally organized planning, accounting, and control. However, in practice, the development of this system, taken to its extreme forms, gave rise to a number of utopian projects that became embodiments of irrational thinking. Thus, the original idea to build the Kingdom of Reason underwent a transformation into its opposite. Nevertheless, the authors of the article believe that the Soviet model of a rationally organized social structure can be considered, if not fully realized, then overall a fairly successful project of building the Kingdom of Reason in a socialist state and methodologically correct sociopedagogical system for shaping a new person.
французское Просвещение, Царство Разума, марксизм, большевизм, ленинский плановый подход, учет и контроль, педагогические идеи А.С. Макаренко, новый человек, утопизм, иррационализм
French Enlightenment, Kingdom of Reason, Marxism, Bolshevism, Lenin’s planned approach, accounting and control, Anton S. Makarenko’s pedagogical ideas, new Soviet person, utopianism, irrationalism