2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007
Историческая справка
Кадровый состав института
Основные направления научных исследований
Дирекция
Ученый совет
Совет молодых ученых
Сотрудники
Локальные  акты
Вспомогательные подразделения института
Контактная информация
Наука и университеты
Статус (главное)
Биография (в основных датах)
Биография (в избранных фотографиях)
Библиография (в избранных произведениях)
Литература и фильмы о С.С. Алексееве  (краткий библиографический список)
Признание и память (отдельные события и факты)
Мероприятия к 100-летию
Отдел права
Отдел философии
Удмуртский филиал по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства
Лаборатория социально-политических коммуникаций
Сектор теоретической лингвистики и академических коммуникаций
Сектор истории и философии науки
Кафедра философии
Кафедра иностранных языков
Объявления
Информация для поступающих в аспирантуру
Информация для аспирантов
Кандидатские экзамены
Нормативно-правовая база подготовки научно-педагогических кадров РФ
Нормативно-распорядительные документы ИФиП УрО РАН
Научно-педагогический состав
Список аспирантов
Личный кабинет
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прочие документы
Планируемые и проведенные в Институте
Конференции по направлениям
Поиск по конференциям
Планируемые и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Проведенные в 2018 году
Проведенные в 2017 году и ранее
Доклады наших сотрудников
Полезные ссылки
Семинары по направлениям
Поиск по докладчикам
Поиск по семинарам
Планируемые семинары
Ближайшие и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 и ранее
2024
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024  Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024 Вып. 24
2023 Вып. 23
2022 Вып. 22
2021 Вып. 21
2020 Вып. 20
2019 Вып. 19
2018 Вып. 18
2017 Вып. 17
2016 Вып. 16
2015 Вып. 15
2014 Вып. 14
2013 Вып. 13
2012 Вып. 11-12
2010 Вып. 9-10
2009 Вып. 8
2007 Вып.7
2006 Вып. 6
2005 Вып. 5
2004 Вып. 4
2003 Вып. 3
2002 Вып. 2
2001 Вып. 1
О библиотеке
Поиск поступлений
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 и ранее
Система электронных библиотек (ИФП)
Издательства
Журналы
Другие библиотеки
Научные фонды
 
 Альтернативные философские методологии для когнитивной психологии: Эрнст Мах и Эдмунд Гуссерль  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
 
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997 и ранее

Альтернативные философские методологии для когнитивной психологии: Эрнст Мах и Эдмунд Гуссерль

УДК 101.8

Бряник Н.В.
Альтернативные философские методологии для когнитивной психологии: Эрнст Мах и Эдмунд Гуссерль // Антиномии. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 27-44. DOI: 10.24412/2686-7206-2021-1-27-44.
РИНЦ  список ВАК 

Когнитивная психология – одна из значимых областей современной науки, связанная с созданием искусственного интеллекта (ИИ). Многофакторная обусловленность познания схвачена в разнообразных философских концепциях, часть из которых может иметь прикладное значение, в том числе и для когнитивной психологии. В статье рассматриваются два подхода, которые обращены к диаметрально противоположным факторам, влияющим на познавательную деятельность. С одной стороны, все многообразие феноменов познания – от простых (ощущения и представления) до самых сложных (воля, внимание, память, фантазия и пр.) – ставится в зависимость от психофизиологических процессов, связанных в конечном счете с физической энергией. На этой онтологии психофизиологического параллелизма выстраивал свою концепцию Э. Мах. Еще в начале XX столетия он рассматривал возможность технического воплощения результатов своих исследований различных феноменов и механизма познавательной деятельности человека. С другой стороны, в первые десятилетия XX в. Э. Гуссерль претендовал на создание собственной методологии для психологической науки, – методологии, которая одновременно предстает и как теоретический уровень данной области науки в силу того, что она исследует сущность всего многообразия познавательных феноменов, таких как сознание в его разнообразных вариациях, душевные состояния, ценностные установки и логический строй. Свойственные только человеческому познанию идеи/смыслы через письменный язык обретают характер «идеальных объективностей». Письменный язык – это способ виртуального вневременного хранения и приращения идей и смыслов. Но одновременно он может стать и средством их материального, в том числе технического, воплощения. Если Мах в своей методологии делает акцент на физико-физиологических, биологических аспектах процесса познания, то Гуссерль – на экзистенциально-гуманитарных факторах, придающих познавательной деятельности собственно человеческий характер. В этом и заключается альтернативность данных подходов, которая не исключает возможности их взаимного дополнения.

Abstract. Cognitive psychology is one of the most significant areas of modern science related to the creation of artificial intelligence (AI). The multifactorial conditionality of cognition is captured in variety of philosophical concepts, some of which can have applied meaning, including for cognitive psychology. The article considers two approaches that address diametrically opposite factors affecting cognitive activity. On the one hand, the diversity of cognition phenomena – from simple (sensations and representations) to the most complex (will, attention, memory, imagination, etc.) – depends on the psycho-physiological processes associated ultimately with physical energy. E. Mach based his concept on the ontology of psychophysiological parallelism. Back in the early 20th century, he designed the possibility of technical embodying of the results of his research on various phenomena and mechanisms of human cognitive activity. On the other hand, in the first decades of the 20th century, Husserl claims to create his own methodology for psychological science, which (methodology) simultaneously appears as the theoretical level of this field of science due to the fact that it explores the essence of the entire variety of cognitive phenomena, such as consciousness in its various variations, mental states, values and logical structure. Ideas/meanings peculiar only to human cognition acquire the character of “ideal objectivity” through written language. Written language, according to Husserl, is a way of virtual timeless storage and increment of ideas and meanings. At the same time, it can also become a means of their material, including technical, implementation. Mach in his methodology focuses on the physical, physiological, and biological aspects of the process of cognition; Husserl focused on existential and humanitarian factors that give cognitive activity a proper human character. This is the alternative of these approaches, which does not exclude the possibility of their mutual complementarity.

Э. Мах, Э. Гуссерль, когнитивная психология, искусственный интеллект, методология, познавательная деятельность, материальное воплощение, альтернатива.

Keywords: E. Mach; E. Husserl; cognitive psychology; artificial intelligence; methodology; cognitive activity; material embodiment; alternative


Полный текст>>

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы и стихи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2006-2024
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА УрО РАН