Особенности влияния процессов и механизмов цифрового повествования на гражданскую идентичность молодежи поколения Z (на примере г. Уфы, Республика Башкортостан)
УДК 316.454.3
Еникеева И.И., Юлбаев Р.З. Особенности влияния процессов и механизмов цифрового повествования на гражданскую идентичность молодежи поколения Z (на примере г. Уфы, Республика Башкортостан) // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 4. С. 177-201. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_4_177. список ВАК
В статье описываются возможности цифрового повествования в дискурсивном пространстве диспозиции критического мышления в поле гражданской идентичности молодежи с помощью рандомизированного контрольного исследования. Цель исследования – разработка и реализация проекта цифрового повествования, основанного на диалогическо-дискурсивной ориентации критического мышления с учетом этнорегиональных особенностей социального развития молодежи для решения задач развития их гражданской идентичности. Республика Башкортостан является одной из самых многонациональных республик, на территории которой сегодня проживает более ста национальностей. Это накладывает свой отпечаток на специфику развития региональной культуры, в том числе электоральной. Особенностью Башкортостана является рост религиозного сектора, распространение новых религиозных движений, трансформация политических взглядов и убеждений, что является предпосылкой идентификации, отождествления граждан с той или иной социальной группой. Методология исследования: в рамках социологического эксперимента респонденты, представители поколения Z, поживающие в г. Уфа (Башкортостан), были рандомизированы в интервенционную и контрольную группы, в которых они создавали свои цифровые фотоистории. Межличностные диалогические дискурсы, поддерживаемые цифровыми медиа, открыли новые возможности формирования гражданственности молодежи в дискурсивном пространстве критического мышления с помощью технологии цифрового повествования. Основные выводы по работе: исследовано, в какой степени цифровой нарратив может оказывать воздействие на гражданскую идентичность молодежи на примере поколения Z. Цифровое повествование представлено как практическая модель для производства цифровых медиа с целью развития критического мышления в пространстве гражданской идентичности молодежи. По итогам рандомизированного эксперимента среди участников интервенционной группы отмечается снижение их этноцентрических взглядов и повышение гражданской активности, что позволило им свободнее конструировать свою гражданскую идентичность. Участники контрольной группы остались на высоком уровне когнитивной закрытости.
The article describes the potential digital storytelling within the discursive framework of fostering critical thinking among youth, specifi cally focusing on civic identity development. The study aims to design and implement a digital storytelling project grounded in a dialogic-discursive approach to critical thinking, considering the ethno-regional characteristics of youth social development to address challenges in shaping their civic identity. The Republic of Bashkortostan, known for its multicultural landscape with over a hundred nationalities, influences the unique development of regional culture, including electoral culture. Notable, the rise of the religious sector and the emergence of new religious movements have transformed political beliefs which affects how citizens identify with various social groups. The study employed a sociological experiment involving Generation Z respondents from the city of Ufa (Republic of Bashkortostan, Russian Federation). Participants were randomly assigned to intervention and control groups, where they created their digital photo stories. The incorporation of interpersonal dialogic discourses, supported by digital media, provided new opportunities for cultivating youth citizenship within the context of critical thinking through digital storytelling technology. The findings of the study explore how digital narratives can influence youth civic identity development among Generation Z. Digital storytelling serves as a practical model for digital production aimed at enhancing critical thinking within the realm of civic identity. Results from the randomized experiment indicated that participants in the intervention group exhibited decreased ethnocentrism and increased civic engagement, allowing for a more fluid construction of their civic identity. In contrast, participants in the control group showed persistent cognitive closure.
*Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», стратегический проект «Новая среда жизни», проект «Социогуманитарное конструирование будущего: мегаполис для поколения Z (цифровой сервис-технология "Мega-Z")» на базе созданной в УГНТУ цифровой междисциплинарной лаборатории конструирования будущего Digital Future. Регистрационный номер НИОКТР 123050400001-6.
цифровое повествование (нарратив), гражданская идентичность молодежи, цифровые медиа, диалогический дискурс, диспозиция критического мышления, этническая идентичность региона
digital storytelling (narrative), civic identity of youth, digital media, dialogic discourse, disposition of critical thinking, ethnic identity of the region