Цифровые следы человека и неприкосновенность частной жизни
УДК 342.7
Мочалов А.Н. Цифровые следы человека и неприкосновенность частной жизни // Антиномии. 2024. Т. 24. Вып. 4. С. 164-189. 10.17506/26867206_2024_24_4_164.
В статье рассматриваются конституционно-правовые проблемы обеспечения права человека на неприкосновенность частной жизни при сборе, хранении и использовании информации о нем, полученной из цифровых следов. Анализируется юридическая природа цифровых следов человека, приводится их авторская классификация. Отмечается, что в силу многообразия цифровых следов на них распространяются различные правовые режимы. Объединяет их то, что они всегда возникают в результате взаимодействия индивида с цифровым устройством, компьютерной системой или информационно-телекоммуникационной сетью и несут на себе отпечаток такого взаимодействия. В связи с этим автор отстаивает позицию, что цифровой след практически во всех случаях содержит в себе информацию о частной жизни индивида. Данную презумпцию следует закрепить в законе и исходить из нее при осуществлении правового регулирования использования цифровых следов. Автор приходит к выводу, что законодательство Российской Федерации не учитывает этой специфики цифровых следов, в результате чего информация, оставленная человеком в сети Интернет, практически без ограничений может использоваться как органами безопасности, так и частными компаниями - владельцами интернет-сайтов и поставщиками электронных услуг. При этом индивид практически во всех случаях утрачивает контроль за дальнейшей судьбой оставленного им цифрового следа. Такое положение дел рассматривается автором как непропорциональное ограничение права на неприкосновенность частной жизни. Автор соглашается с тем, что в цифровом мире приватность является относительной. Вместе с тем неприкосновенность частной жизни продолжает сохранять значение. Она ограждает индивида от чрезмерного контроля со стороны окружения, в том числе со стороны государства. По этой причине автор видит необходимость закрепления в законе гарантий недопустимости массового цифрового слежения за гражданами со стороны правоохранительных органов и органов безопасности, а также ограничений использования цифровых следов администрациями интернет-сервисов. В частности, предлагается законодательно закрепить право интернет-пользователей запрещать автоматизированное предоставление тех или иных сведений владельцам сайтов, а также право отказаться от применения рекомендательных технологий.
The article explores the constitutional and legal challenges associated with ensuring the human right to privacy in the context of collecting, storing and utilizing information derived from digital traces. It analyzes the legal nature of human digital footprints and provides classification of their types. The article highlights that the diverse nature of digital footprints subjects them to various legal regimes, all of which emerge from an individual's interaction with digital devices, computer systems, or information and telecommunications network, thereby reflecting the imprint of such interaction. The author argues that digital footprints, in most instances, contain information pertaining to an individual’s private life, a presumption that should be codified in law. Legal regulations governing the use of digital footprints should be grounded in this presumption. The author concludes that current legislation in the Russian Federation fails to account for the unique characteristics of digital traces, resulting in the unrestricted use of information left by individuals online by both security agencies and private companies. Consequently, individuals often lose control over the future of their digital footprints, which the author views as a disproportionate restriction of the right to privacy. While acknowledging that privacy is a relative concept in the digital realm, the author emphasizes it continued significance in protecting individuals from excessive control from external entities, including government authorities. For this reason, the author advocates for legal provisions that prohibit mass digital surveillance of citizens by law enforcement and security agencies, as well as restrictions on the use of digital traces by online services providers. In particular, the article proposes legislating the right of Internet users to prevent the automated sharing of certain information with website owners, as well as the right to refuse the use of recommendation technologies.
цифровой след, информационные технологии, частная жизнь, неприкосновенность частной жизни, Интернет, большие данные, персональные данные, цифровой профиль
digital footprint; information technology; privacy life; privacy; Internet; big data; personal data; digital profle