Журбина И.В. Фигура патриота в современной политике // Антиномии. 2024. Т. 24. Вып. 4. С. 73-93. 10.17506/26867206_2024_24_4_73.
В статье фигура патриота рассматривается в аспекте экономической глобализации, трансформирующей представления как о космополитизме, так и о патриотизме. Показано, что в мире экономической глобализации позиция патриотизма является ответной реакцией множества людей на доминирование политики глобального капитала и бизнеса, ориентированной на формирование безответственных наемников и бездомных кочевников. В условиях глобальной мобильности патриот противопоставляется не космополиту, а наемнику как маркеру космополитизации мира. Актуальность фигуре патриота придает то, что именно с ней связывается создание новой парадигмы политического в условиях доминирования экономической реальности. Наемничество рассматривается как результат кризиса государства (античный полис, Римская империя, княжества эпохи Возрождения), разрушающего основы объединения граждан, готовых встать на защиту Родины. В статье выход из кризиса непосредственно связывается с возрождением патриотизма, предполагающим реэмиграцию людей из эгоистичного мира наслаждений и удовольствий в мир социальной ответственности и гражданской солидарности. Возрождение патриотизма рассматривается на основе двух проектов: проекта любви к человечеству (М. Хардт, А. Негри) и проекта возрождения демократии равенства (А.С. Панарин). В первом варианте патриотизм представляется на основе amor patriae, трактуемой предельно широко как любовь к человечеству (amor humanitatis). Фигура патриота выступает под разными именами - борец, республиканец, революционер, каждое из них демонстрирует разные его ипостаси, задействованные в глобальной борьбе множества за идеалы всемирной демократии, которые могут реализоваться только в пределах республиканского устройства. Во втором варианте возрождение патриотизма рассматривается как внутренний процесс, инициированный «революцией сознания». «Революция сознания» представляется на основе нескольких «поворотов», демонстрирующих становление гражданина и патриота. Здесь патриот именуется демократом, поддерживающим идеалы социальной справедливости и равенства в пределах национальной территории.
The article examines the figure of the patriot in the context of economic globalization, which tends to reshape the concepts of both cosmopolitanism and patriotism. It argues that patriotism emerges in an era dominated by global capital and business as a response from individuals who resist the rise of irresponsible mercenaries and rootless nomads. Within the framework of global mobility, the patriot serves as a counterpoint to the mercenary, rather than to the cosmopolitan, since it is the figure of the mercenary who emphasizes the cosmopolitization of the world. The figure of the patriot is relevant nowadays since it appears to become a key element of a new political paradigm shaped by economic realities. The rise of mercenarism reflects a crisis in the state - historically seen in the ancient polis, the Roman Empire, and Renaissance princedoms - that undermines the foundations of a citizenry willing to defend their homeland. The author argues the resolving this crisis is directly linked to the revival of patriotism, which involves a shift from a self-indulgent pursuit of pleasure to one of social responsibility and civic solidarity. The revival of patriotism is discussed in terms of two projects: the project of love for humanity (Hardt, Negri) and the project for the revival of democratic equality (Panarin). In the first framework, patriotism is presented through the lens of amor patriae, interpreted rather broadly as “love for humanity” (amor humanitatis). Here, the figure of the patriot is presented under various appellations - fighter, republican, revolutionary - each highlighting different aspects of the collective struggle for the ideas of global democracy, achievable only within the republican system. In the second framework, the revival of patriotism is seen as an internal process, stimulated by a “revolution of consciousness”, characterized by several transformative turns that contribute to the formation of both the citizen and the patriot. In this context, the patriot is regarded as a democrat who supports the ideals of social justice and equality within the national territory.