Ученый в ненаучном окружении: Абу Рейхан аль-Бируни против стереотипов и предрассудков обыденного сознания
УДК 001.11
Васечко В.Ю. Ученый в ненаучном окружении: Абу Рейхан аль-Бируни против стереотипов и предрассудков обыденного сознания // Философия науки и техники. 2024. Т. 29. № 2. С. 161-174. DOI: 10.21146/2413-9084-2024-29-2-161-174. список ВАК
В настоящей статье рассматривается проблема коммуникации между ученым, профессионально занятым когнитивной деятельностью, и окружающим его ненаучным социумом. На примере жизни и трудов Абу Рейхана аль-Бируни показано, что, с одной стороны, ученый осознает свою ответственность как члена общества, который должен приносить людям осязаемую, практическую пользу. Но, с другой стороны, ученый также остается субъектом, ориентированным на высшие эпистемологические и социальные ценности, не редуцируемые к запросам текущего дня. В качестве стереотипов обыденного сознания специально выделены для рассмотрения трезвый практицизм, наивный эмпиризм и экзотеризм. Им противопоставлены ценности, обеспечивающие свободу и суверенность научного поиска – соответственно принцип самоценности знания, рациональное теоретизирование и эпистемологический эзотеризм.
This article discusses the problem of communication between a scientist professionally engaged in cognitive activity and the non-scientific society surrounding him. On the example of the life and works of Abu Reyhan al-Biruni, it is shown that, on the one hand, the scientist is aware of his responsibility as a member of society, which should bring tangible, practical benefit to people tangible, practical benefits. But, on the other hand, the scientist also remains a subject oriented towards higher epistemological and social values, which are not reducible to the demands of the day. Sober practicality, naïve empiricism, and exotericism are singled out as stereotypes of everyday consciousness. They are opposed to the values that ensure the freedom and sovereignty of scientific inquiry – respectively, the principle of the intrinsic value of knowledge, rational theorizing, and epistemological esotericism.