Развитие добросовестности ученого: согласование теории и практики при подготовке кадров высшей квалификации
УДК 165.12+17.024+378
Биричева Е.В. Развитие добросовестности ученого: согласование теории и практики при подготовке кадров высшей квалификации // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 87-100. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-87-100. список ВАК
Современные вызовы с новой остротой ставят вопросы о добросовестности исследователя и путях формирования у молодых ученых данного важного качества. В связи с этим в статье систематизируются представления об этических аспектах научных исследований и проявлениях добросовестности ученого, а также предлагаются эффективные методы обучения аспирантов, направленные на развитие осознанного, ответственного подхода к их профессиональной деятельности. Предлагается рассматривать этические дилеммы с разных точек зрения - утилитаризма, аретологии, деонтологии. Добросовестность понимается как развитая способность к «внутреннему диалогу», на основании которого человек стремится к максимальному согласованию себя и мира в горизонте предельно возможного. Выбор наилучшего, таким образом, не может иметь заранее готовых схем, предполагает «примеривание» к каждый-раз-уникальной ситуации в опоре на критическое и творческое мышление. Следовательно, формирование добросовестности ученого можно строить на материале переживания, рефлексии и самостоятельного решения конкретных ситуаций (смоделированных и из истории науки). Для этого целесообразно использовать методы проблемного обучения, игровые технологии и кейс-стади, разработки и примеры применения которых также кратко представлены в данной статье.
Contemporary challenges tend to raise new questions about the researchers' conscientiousness and about the ways of developing it in young scientists. In this regard, the article systematizes ethical aspects of scientific research and manifestations of the researchers' conscientiousness; it also suggests effective methods for teaching postgraduate students aimed at developing a conscious, responsible approach to their professional activities. The article suggests to consider ethical dilemmas from different points of view: utilitarianism, aretology, deontology. Conscientiousness appears to be understood as an ability for “inner dialogue”, on the basis of which a person strives for the maximum harmonization of him-/herself and the world in the horizon of the possible. The choice of the best, therefore, seems not to have pre-made schemes, it involves “trying on” each-time-unique situation using critical and creative thinking. Thus, development of the conscientiousness of a scientist may be built on the material of experience, reflection and self-sustained solution of certain situations (from the history of science and modeled). Hence, it is advisable to use problem-based learning methods, game technologies and case studies, the methodological designs and examples of which are also briefly presented in this article.
добросовестность, совесть, этика науки, научный этос, ответственность ученого, кейс-стади, игровые педагогические технологии, проблемное обучение, аспирантура
conscientiousness, conscience, ethics of science, scientific ethos, responsibility of a scientist, a case study, game pedagogical technologies, problem-based learning, postgraduate studies