Катехон как теолого-политическая парадигма мирового порядка
Яркеев А.В. Катехон как теолого-политическая парадигма мирового порядка // Социологическое обозрение. 2024. Т. 23. № 1. С. 135-159. DOI: 10.17323/1728-192x-2024-1-135-159. список ВАК
Статья посвящена исследованию возможности репрезентации мирового порядка в теолого-политической оптике на основе христианского учения о катехоне как сдерживающей наступление конца света силы. Эвристический потенциал данного подхода выражается, во-первых, в демонстрации мирового порядка как пространственно-политической проекции катехонической темпоральности, во-вторых, в рецепции политического реализма в облике «политического катехонизма». Для этой цели сначала осуществлен краткий историко-герменевтический экскурс в проблему интерпретации Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам и предложен эскиз концептуальной реконструкции, предъявляющей его в качестве квинтэссенции новозаветного политического реализма. Кульминацией данной традиции является представление К. Шмитта о катехоне как исторической силе, (вос)производящей пространственно-временной порядок христианской империи, распад которой привел к превращению катехона в секулярное государство безопасности. Влияние шмиттовского учения о катехоне на реалистский подход к миропорядку прослеживается, в частности, в восприятии Г. Моргентау международной системы баланса сил через призму понятия «держатель баланса» (the holder of the balance), фактически являющегося калькой с понятия «удерживающего». В заключении утверждается мысль о безальтернативности в обозримой перспективе идеи исторической силы, сдерживающей в глобальном масштабе политическую аномию и отсрочивающей финальную катастрофу, даже если ради этого ей приходится прибегать к парадоксальной стратегии «апокалипсис против апокалипсиса». С этой точки зрения различные варианты архитектуры мирового порядка не затрагивают принципиальным образом его теологические (катехонические) основания.
The article is devoted to the study of the possibility of representing the world order in theologo-political optics based on the doctrine of the katechon as a force restraining the onset of the end of the world. The heuristic potential of this approach is expressed, firstly, in the demonstration of the world order as a spatio-political projection of katechonic temporality, and secondly, in the reception of political realism in the guise of “political katechonism”. For this purpose, a brief historical and hermeneutic digression into the problem of interpretation of the Second Epistle of the Apostle Paul to the Thessalonians was first carried out and a sketch of conceptual reconstruction was proposed, presenting it as the quintessence of New Testament political realism. The culmination of this tradition is C. Schmitt's idea of the katechon as a historical force that produces the spatio-temporal order of the Christian empire, the collapse of which led to the transformation of the katechon into a secular security state. The influence of C. Schmitt on the realistic approach to the world order can be traced, in particular, in H. Morgenthau's perception of the international balance of power systems through the prism of the concept of “the holder of the balance”, which is in reality traced from the concept of “katechon”. The conclusion asserts the idea that there is no alternative in the foreseeable future to the idea of a historical force restraining political anomie on a global scale and delaying the final catastrophe. From this point of view, differing variants of the architecture of the world order do not fundamentally affect its theological (katechonic) foundations.
катехон, христианство, политика, политический реализм, политическая теология, мировой порядок
katechon, Christianity, politics, political realism, political theology, world order