Образовательный потенциал высшего образования Омской области: состояние и перспективы
УДК 332.145
Рой О.М. Образовательный потенциал высшего образования Омской области: состояние и перспективы // Инновационная экономика и общество. 2024. № 3 (45). С. 56-66. список ВАК
Предмет. В статье раскрывается теоретическое содержание понятия «образовательный потенциал высшего образования», раскрываются его структурные составляющие, выделяются параметры и показатели оценки.
Цель работы - сформулировать особенности образовательного потенциала высшего образования Омской области, выявить его узкие места и перспективные направления развития.
Методология проведения работы. В статье использован сравнительный анализ данных мониторинга эффективности деятельности российских вузов, посредством которого произведена оценка действующих инструментов государственного регулирования отрасли, обоснована необходимость участия региональной власти в развитии территориальных рынков. На основе обобщения статистических данных раскрывается содержание образовательного потенциала высшего образования в одном из крупнейших регионов Сибири.
Результаты работы. Анализ позволил выявить значительную деформацию в структуре подготовки кадров высшей квалификации в регионе, связанную с непропорционально высокой долей коммерческого образования, низкой доступностью образовательных направлений социально-экономической группы, слабой конкуренцией на поступление в технические вузы. Омская область в недостаточной степени использует имеющийся у нее потенциал, не обеспечивает удовлетворение спроса на качественные образовательные услуги, что влечет снижение качества человеческого капитала в регионе и стимулирует миграционный отток.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки планов развития отечественной высшей школы, оптимизации государственной политики в области высшего образования.
Выводы: Исследование продемонстрировало важность развития высшего образования в регионе как целостной системы, максимально адаптированной и к местным территориальным рынкам труда, и к приоритетным направлениям подготовки кадров высшей квалификации.
The article reveals the theoretical content of the concept of educational potential of higher education, reveals its structural components, and identifies parameters and evaluation indicators. The purpose of the work is to formulate the features of the educational potential of higher education in the Omsk region, to identify its bottlenecks and promising areas of development. The article uses a comparative analysis of data from monitoring the performance of Russian universities, through which an assessment of the current instruments of state regulation of the industry was made, and the need for the participation of regional authorities in the development of territorial markets was substantiated. Based on a generalization of statistical data, the content of the educational potential of higher education in one of the largest regions of Siberia is revealed. The analysis revealed a significant deformation in the structure of training highly qualified personnel in the region, associated with a disproportionately high share of commercial education, low accessibility of educational areas of the socio-economic group, and weak competition for admission to technical universities. The Omsk region does not sufficiently use its existing potential and does not meet the demand for quality educational services, which leads to a decrease in the quality of human capital in the region and stimulates migration outflow. The results of the article can be used to adjust plans for the development of domestic higher education and optimize state policy in the field of higher education. The study demonstrated the importance of developing higher education in the region as an integral system, maximally adapted to both local territorial labor markets and priority areas for training highly qualified personnel.
региональная экономика, образовательный потенциал, емкость образовательного потенциала, высшее образование, университет, Омская область
regional economy, educational potential, capacity of educational potential, higher education, university, Omsk region