2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007
Историческая справка
Кадровый состав института
Основные направления научных исследований
Дирекция
Ученый совет
Совет молодых ученых
Сотрудники
Локальные  акты
Вспомогательные подразделения института
Контактная информация
Наука и университеты
Статус (главное)
Биография (в основных датах)
Биография (в избранных фотографиях)
Библиография (в избранных произведениях)
Литература и фильмы о С.С. Алексееве  (краткий библиографический список)
Признание и память (отдельные события и факты)
Мероприятия к 100-летию
Отдел права
Отдел философии
Удмуртский филиал по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства
Лаборатория социально-политических коммуникаций
Сектор теоретической лингвистики и академических коммуникаций
Сектор истории и философии науки
Кафедра философии
Кафедра иностранных языков
Объявления
Информация для поступающих в аспирантуру
Информация для аспирантов
Кандидатские экзамены
Нормативно-правовая база подготовки научно-педагогических кадров РФ
Нормативно-распорядительные документы ИФиП УрО РАН
Научно-педагогический состав
Список аспирантов
Личный кабинет
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прочие документы
Планируемые и проведенные в Институте
Конференции по направлениям
Поиск по конференциям
Планируемые и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Проведенные в 2018 году
Проведенные в 2017 году и ранее
Доклады наших сотрудников
Полезные ссылки
Семинары по направлениям
Поиск по докладчикам
Поиск по семинарам
Планируемые семинары
Ближайшие и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 и ранее
2024
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024  Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024 Вып. 24
2023 Вып. 23
2022 Вып. 22
2021 Вып. 21
2020 Вып. 20
2019 Вып. 19
2018 Вып. 18
2017 Вып. 17
2016 Вып. 16
2015 Вып. 15
2014 Вып. 14
2013 Вып. 13
2012 Вып. 11-12
2010 Вып. 9-10
2009 Вып. 8
2007 Вып.7
2006 Вып. 6
2005 Вып. 5
2004 Вып. 4
2003 Вып. 3
2002 Вып. 2
2001 Вып. 1
О библиотеке
Поиск поступлений
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 и ранее
Система электронных библиотек (ИФП)
Издательства
Журналы
Другие библиотеки
Научные фонды
 
 Публикации / Феноменология обиды  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
 
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997 и ранее

Феноменология обиды

УДК 111+141.32

Биричева Е.В.
Феноменология обиды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-13.
РИНЦ  список ВАК 

Введение. Феномен обиды встречается в жизни любого человека, а его осмысление относится к «вечным» философским вопросам. Однако современная ситуация создаёт условия для массовизации его переживания и связанных с этим новых опасных умонастроений, омрачающих индивидуальное и социальное бытие. Несмотря на необходимость целостного понимания, в научной литературе обида и обидчивость изучаются фрагментарно, определения носят противоречивый характер, отражая разносторонние аспекты, но не схватывая единое основание феномена. Так, актуальной задачей является поиск сущностного ядра обиды, не зависящего от конкретных проявлений, и на этом основании - формирование стратегии преодоления данного деструктивного переживания.
Материалы и методы. Поскольку целью является понимание сути обиды как феномена человеческого бытия, наиболее продуктивным для настоящего исследования представляется экзистенциально-феноменологический подход. В противоположность абстрактно-теоретическим и редукционистским, данная методология позволяет проанализировать феномен во всей его полноте и парадоксальности, а также через разбор реальных проявлений обиды, её переживания и осмысления индивидами «изнутри» ситуации наметить способы борьбы с обидчивостью.
Результаты исследования. Феноменологический разбор обиды показывает, что она является искажённым (неправильным) ви́дением либо человеческого «я» другим(и), либо самим собой. Обида переживается как болезненное несовпадение представляемого/желаемого и реального, поэтому свой исток имеет целиком в воображении индивида, а «вектор» её оказывается направлен в конечном счёте на саморазрушение. Даже будучи нанесённой извне, обида, чтобы стать таковой, должна перейти в плоскость личных представлений, угрожая целостности «картины мира» человека. В связи с этим противопоставить обиде следует понимание «своего-собственного» как уникального и неприступного для другого индивидуального экзистенциального основания. Полезна практика «принятия»: возвращение к настоящему, как оно есть; борьба с непродуктивными страхами и желаниями; осознанность цели своего бытия как самореализации.
Обсуждение и заключения. Проведён экзистенциально-феноменологический анализ обиды; на конкретных примерах разобраны её сходства с близкими переживаниями зависти, ненависти, ресентимента и т.п. и отличия от них; выделены её онтологические основания и противоположные феномены, в опоре на которые возможно преодоление данного разрушительного чувства.

Introduction. Everyone tends to deal with offense sometimes in his/her own life, and understanding of this phenomenon may be classified as an “eternal” philosophical issue. However, the current situation creates conditions for the massiveization of its experiencing and for the new dangerous mindsets, which darken individual and social being. Despite the need for a holistic understanding, in the scientific literature, offense is studied rather fragmentarily, the definitions appear to be contradictory, reflecting diverse aspects, but not grasping the uniform ground of the phenomenon. Hence an urgent task consists in searching for the offense essential core, which does not depend on concrete manifestations, and, on this basis, in tracing a strategy for overcoming this destructive feeling.
Materials and Methods. Since the aim is to understand the essence of offense as a phenomenon of human being, the existential-phenomenological approach seems to be the most productive for this study. In contrast to the abstract-theoretical and reductionist, this methodology allows analyzing the phenomenon in its entirety and paradoxicality. Also it helps to outline the ways to deal with offense through the analysis of its real manifestations, of its experiencing and understanding by individuals “from within” the concrete situations.
Results. Phenomenological analysis of offense shows that it is a distorted (wrong) vision of the human “I” either by Other(s), or by him-/herself. Offense is experienced as a painful dissonance between the represented/desired and the real state of affairs, therefore its source may be found entirely in the individual imagination, and its “vector” appears to be ultimately directed towards self-destruction. Even being inflicted from the outside, the offense must pass into the plane of personal representations in order to become such, threatening the integrity of a person's “worldview”. In this regard, the offense should be opposed to the understanding of “the own” as a unique individual existential ground, unapproachable for the Other. The practice of “accepting” is helpful: to return to the present (real) as it is; to struggle with unproductive fears and desires; to aware of the purpose of the own existence as self-realization.
Discussion and Conclusions. An existential-phenomenological analysis of offense was carried out; life examples were used to highlight its similarities and differences with close phenomena of envy, hatred, resentment, etc. ; its ontological grounds and opposite phenomena were studied to trace possible ways to overcome this destructive feeling.

обида, обидчивость, ресентимент, видение, принятие, своё-собственное, воображение, феноменология, экзистенциально-феноменологический подход
offense, touchiness, resentment, vision, acceptance, own, imagination, phenomenology, existential-phenomenological approach


Полный текст>>

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы и стихи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2006-2024
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА УрО РАН