Российская аспирантура перед вызовами современности
УДК 378.048.2(470)(045)
Ковба Д.М., Грибовод Е.Г. Российская аспирантура перед вызовами современности // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32. № 3. С. 289-296. DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-3-289-296. список ВАК
В статье затронута проблема состояния отечественной аспирантуры как ступени образования, сильно восприимчивой к различным управленческим преобразованиям и иным факторам. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, стоящей перед государством задачей эффективного воспроизводства научных кадров, а во-вторых, активными трансформационными процессами, которые происходят внутри института аспирантуры в последние годы. Целью исследования является выявление ключевых вызовов и проблем, с которыми сталкивается сегодня аспирантура. Установлено, что пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на высшее образование в целом и реализацию программ аспирантуры, в частности. Однако данный вызов для системы подготовки кадров высшей квалификации можно рассматривать в качестве временного негативного фактора, в отличие от системных проблем и трудностей, сопровождающих процесс развития аспирантуры в течение длительного времени с момента распада СССР. Сделан вывод о том, что цифровизация, с одной стороны, стала вызовом для системы образования в целом, с другой – данный процесс способствовал адаптации образовательных и научных организаций к сложным эпидемиологическим условиям в стране. Перспективным направлением дальнейшего изучения данной проблематики может быть анализ сущности и последствий современного этапа реформирования отечественной аспирантуры, связанного с изменением правого поля, произошедшего в 2020-2022 гг., а также подготовка рекомендаций по нивелированию трудностей переходного периода модернизации третьей ступени высшего образования.
The article touches upon the problem of the state of the domestic graduate school as a stage of education, which is highly susceptible to various managerial changes and other factors. The relevance of the study is due, firstly, to the task of effective reproduction of scientific personnel, which the state is facing, and secondly, the active transformational processes that have been taking place within the Institute of Postgraduate Studies in recent years. The purpose of the study is to identify the key challenges and problems that graduate school faces today. The COVID-19 pandemic has had a significant impact on higher education in general and the delivery of graduate programs in particular. However, this challenge for the system of training highly qualified personnel is only a temporary negative factor, in contrast to the systemic problems and difficulties that have accompanied the development of postgraduate studies for a long time since the collapse of the USSR. It is concluded that digitalization, on the one hand, has become a challenge for the education system as a whole, on the other hand, this process has contributed to the adaptation of educational and scientific organizations to the difficult epidemiological conditions in the country. The analysis of the essence and consequences of the current stage of domestic postgraduate education reform, associated with the changes in the legal framework that took place in 2020-2022, as well as the preparation of recommendations to mitigate the difficulties of the transition period of modernization of the third stage of higher education can be a promising direction for further study of this problematic.
аспирантура, третья ступень высшего образования, реформирование аспирантуры, проблемы аспирантуры, пандемия, COVID-19
postgraduate study, third stage of higher education, postgraduate reform, problems of postgraduate study, pandemic, COVID-19