Киберпространство как социальный институт: признаки, функции, характеристики
УДК 101
Мигулева М.В. Киберпространство как социальный институт: признаки, функции, характеристики // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 4 (41). С. 199-212. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10413. список ВАК
Киберпространство представляет собой сложный многоаспектный феномен, который требует многостороннего описания и комплексного изучения, в том числе с помощью междисциплинарного подхода. В предлагаемой статье феномен киберпространства рассматривается на основе социально-философского подхода. Представлена краткая история формирования понятия киберпространства и его современное позиционирование в западной и отечественной научной мысли. Целью статьи является рассмотрение процесса становления киберпространства как социального института, который обеспечивает устойчивые формы общественных взаимоотношений как между отдельными индивидами, так и внутри социальных групп, между организациями и общностями. Отмечены ключевые признаки и функции киберпространства как социального института. Одним из основных признаков социального института является наличие организационно-управленческих образований, которые обеспечивают выполнение институциональных правил и требований. В статье отмечены организации, формирующие и распространяющие социальные и технические стандарты в киберпространстве. Другим важным характерным признаком институционализации киберпространства является разработка национальных доктрин и стратегий, международного и национального законодательства, регламентирующего общественные отношения в сети Интернет и определяющего, какие санкции будут применены в случае нарушения предписаний. Затронуты вопросы о ценностях в киберпространстве.
Cyberspace is a complex multidimensional phenomenon that requires multilateral description and complex study through an interdisciplinary approach. In this article, the phenomenon of cyberspace is considered on the basis of a socio-philosophical approach. A brief history of the formation of the concept of cyberspace and its modern positioning in Western and domestic scientific thought is presented. The purpose of the article is to consider the process of the emergence of cyberspace as a social institution, which provides sustainable forms of social relations between individuals and within social groups, and between organizations and communities. Key features and functions of cyberspace as a social institution are noted. One of the main features of a social institution is the presence of organizational and managerial entities that ensure the implementation of institutional rules and requirements. The article discusses the activities of such organizations that form and disseminate social and technical standards in cyberspace. Another important characteristic of the institutionalization of cyberspace is the development of national doctrines and strategies, international and national legislation governing public relations on the Internet and determining the imposition of sanctions in case of violation of regulations. The questions on the values in cyberspace are raised.
киберпространство, социальный институт, институционализация, социальные нормы, общественные отношения
cyberspace, social institution, institutionalization, social norms, social relations