Память о Великой Отечественной войне: стратегии и практики сохранения и трансляции (на примере Уральского государственного юридического университета)
УДК 130.2
Зипунникова Н.Н., Калинина А.В. Память о Великой Отечественной войне: стратегии и практики сохранения и трансляции (на примере Уральского государственного юридического университета) // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 4 (41). С. 40-53. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10403. список ВАК
Статья посвящена вопросам сохранения памяти о Великой отечественной войне в конкретном вузе – Уральском государственном юридическом университете (ранее – Свердловском юридическом институте, Уральской государственной юридической академии). Отмечается, что юбилеи исторических событий, памятные даты актуализируют научное обсуждение феноменов культурной и исторической памяти, комемморации, а также политики памяти. Такое обсуждение видится плодотворным в условиях междисциплинарного синтеза, с учетом наработок Memory studies (мемориальных исследований), Public history (публичной истории), Digital humanities (цифровой гуманитаристики). Память о войне в вузе рассматривается, исходя из представлений о коллективной памяти как особой формы социально конструируемой и поддерживаемой индивидуальной памяти, трансформирующейся в зависимости от потребностей и связей внутри группы, в рамках которой она существует. Авторами предпринята попытка осмыслить коммеморативные практики, существовавшие в вузе в советские десятилетия вокруг военной тематики, а также презентовать их развитие на современном этапе. В исследовании показана преемственность подобных практик «вспоминания», опосредованная такими вузовскими институциями, как музеи: Музей боевой и трудовой славы в Свердловском юридическом институте, музей истории академии – университета на современном этапе. Подчеркивая, что музейная деятельность юридического вуза не исчерпывает всей полноты мемориальных практик, авторы тем не менее характеризуют музейное пространство их средоточием. Обозначено, что в их центр помещена Личность – преподавателя, сотрудника, студента, выпускника. На конкретных примерах показана значимость научного сотворчества опытных и начинающих исследователей. Сделан вывод о необходимости дальнейшего познания истории вуза в чрезвычайных условиях военного времени как смыслообразующем направлении научного дискурса о памяти.
The article is devoted to the issues of preserving the memory of the Great Patriotic War in the Ural State Law University (previously – the Sverdlovsk Law Institute, the Ural State Law Academy). Anniversaries of historical events, memorable dates actualize the scientific discussion of the phenomena of cultural and historical memory, commemoration, and memory policy. This discussion is seen as fruitful in the context of an interdisciplinary synthesis, taking into account the developments of Memory studies, Public history, and Digital humanities. War memory in higher education is considered based on the concept of collective memory as a special form of socially constructed and maintained individual memory, which is transformed depending on the needs and connections within the group, where it exists. The authors attempt to understand the commemorative practices of the Soviet and modern periods about the theme of the Great Patriotic War. This research shows the continuity of practices of “remembering”, which are supported by Museum of history of the University (in Soviet period – Museum of military and labor glory, now – Museum SLI-USLA-USLU). University museum focuses on memorial practices, but not completely. Personality (teacher, employee, student, or graduate) is at the center of study. The authors show the significance of scientific interaction between experienced and novice researchers. The conclusion is made about the need for further knowledge of the history of the University in the emergency conditions of wartime as a meaning-forming direction of the scientific discourse on memory.
музей, историческая память, политика памяти, коммеморация, университет, Уральский государственный юридический университет
museum, historical memory, memory policy, commemoration, university, Ural State Law University