Сирийская война 2014–2019: дискурс англоязычных СМИ
УДК 81.42
Осколова Т.Л. Сирийская война 2014–2019: дискурс англоязычных СМИ // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 1 (38). С. 126-139. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10109. список ВАК
В статье рассматривается подача новостей о военном конфликте в Сирии в англоязычных электронных СМИ за период 2014–2019 гг. Объектом исследования послужила виртуальная коммуникация на тему войны на электронных порталах BBC news, CNN news, Washington Post.
Автор преследует цель изучить стратегии и приемы формирования и распространения образов общественного сознания и воздействия на массовую аудиторию англоязычными электронными СМИ.
Вслед за Т. ван Дейком дискурс трактуется через текстовые составляющие – заголовок и основные единицы, объединенные лексической, грамматической, логической и стилистической связями, и внетекстовые – прагматические, социокультурные, исторические факторы, событийный контекст и предшествующие события. Военный медийный дискурс представлен как гибрид военно-профессионального и массово-информационного видов институционального дискурса.
В свете социокогнитивного подхода исследуются составляющие военного медийного дискурса: композиция, аргументативность, достоверность, детализация, стереотипизация и другие стратегии и приемы выстраивания военного медийного дискурса.
Анализ базируется на следующих макроструктурах дискурса: топик/топики, значения дискурса, пропозиции, пресуппозиции, когеренция, или связность дискурса.
На материале новостных обзоров объемом 5 000 слов автор доказывает связь медийного содержания дискурса (структуры и когерентности всех элементов дискурса, стилистических приемов, невербального оформления) с политическим и социальным контекстом событий.
Выявлены стратегии диффамации, персонификации, деперсонификации, натурализации, используемые в военном медийном дискурсе.
The article discusses the news of the military conflict in Syria in the English-language electronic media resources for the period 2014-2016. The object of the study is virtual communication on the topic of war at the electronic platforms of BBC news, CNN news, Washington Post.
The author aims to analyze the strategies and techniques for the development and distribution of images of public consciousness and the impact of the English electronic media on the mass audience.
According to T. van Dijk, discourse is interpreted through textual components – the heading and global units, combined by lexical, grammatical, logical and stylistic connections and non-textual – pragmatic, sociocultural, historical factors, event context and previous events. Military media discourse is presented as a hybrid of military-professional and mass-information types of institutional discourse.
The components of military media discourse are analyzed through the lenses of sociocognitive methodology: composition, argumentativeness, reliability, details, stereotypes and other strategies and techniques used to develop military media discourse.
The analysis is based on the following macrostructures of discourse: topic / topics, values of discourse, proposition, presupposition, coherence, or discourse integrity.
Based on 5 000-word news articles, the author proves the connection between the media content of the discourse (structure and coherence of all elements of the discourse, stylistic techniques, non-verbal design) with the political and social context of events.
The study revealed strategies of defamation, personification, depersonification and naturalization used in military media discourse.
военный дискурс, медийный дискурс, дискурс-анализ, манипуляция, диффамация, персонификация, когеренция дискурса, CNN, новости BBC
military discourse, media discourse, discourse analysis, manipulation, defamation, personification, coherence of discourse, CNN, BBC News