Уметь быть марксистом (к 150-летию со дня рождения товарища ЛЕНИНА)
УДК 303
Мухачев В.В. Уметь быть марксистом (к 150-летию со дня рождения товарища ЛЕНИНА) // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 1 (38). С. 10-20. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10101. список ВАК
В статье обращается внимание на гносеологическую важность характеристики Лениным последователя учения Маркса и Энгельса, немецкого социалиста Ф. Меринга как «человека не только желающего, но и умеющего быть марксистом». В этой связи анализируется отношение к марксизму самого Ленина, для которого марксизм всегда был «учением Маркса» и его многолетнего друга-единомышленника Энгельса. Одновременно вскрывается неправомерность расширительного толкования марксизма, когда между учением Маркса и Энгельса как объектом познания и его отражением в сознании других, желавших слыть «марксистами», индивидов не проводится, отделяющая субъективное от объективного, гносеологическая грань, что очень часто приводит к появлению в литературе воображаемых «марксизмов». Отстаивается положение Энгельса и Ленина, что суть учения Маркса заключается в созданном им методе познания – материалистической диалектике, позволяющей с учетом эмпирически существующей реальности исследовать как явления природы и общества, так и процесс их познания людьми. Показывается, что пользуясь материалистической диалектикой, Ленин дал очень точный анализ возможности социалистического развития Советской России, и что лишь неспособность руководства СССР в сложных исторических условиях следовать «методу Маркса» привела в теории к возникновению псевдомарксистского «марксизма-ленинизма», а на практике – к волюнтаризму, закончившемуся, в конце концов, гибелью этой страны.
The article draws attention to the epistemological importance of Lenin's characterization of the follower of the teachings of Marx and Engels, the German socialist F. Mehring, as “a person who not only wants to, but also knows how to be a Marxist”. In this connection, the attitude to Marxism of Lenin himself is analyzed, for which he was always the “teaching of Marx” and his long-time friend and like-minded Engels. At the same time, the illegitimacy of an expansive interpretation of Marxism is revealed when, between the teachings of Marx and Engels as an object of knowledge and its reflection in the consciousness of other individuals, a distinction is made between the subjective and the objective, epistemological, which leads to the appearance of imaginary “Marxisms” in the literature. The position of Engels and Lenin is upheld, that the essence of Marx’s teachings lies in the method of cognition he created – materialistic dialectics, which allows, taking into account empirically existing reality, to study both the phenomena of nature and society, and the process of their cognition by people. It is shown that, using materialist dialectics, Lenin gave a very accurate analysis of the possibility of socialist development of Soviet Russia and that it was precisely the inability of the USSR leadership to follow the “Marxist method” that in theory led to the appearance of pseudo-Marxist “MarxismLeninism”, and in practice to voluntarism that ended, end to end, the death of this country.
марксизм, учение Маркса, объективное, субъективное, «воображаемые марксизмы», материалистическая диалектика, социализм
Marxism, the teachings of Marx, objective, subjective, «imaginary Marxisms», materialistic dialectics, socialism