УДК 328.18:35.078.1:303.711

Старцев Я.Ю.
Антикоррупционный дискурс высших органов государственной власти РФ: количественный анализ // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Третьей Всерос. науч. конф. с междунар. участием.– Екатеринбург, 2019.– С. 111-137.
РИНЦ 

В статье анализируется динамика публичной антикоррупционной повестки высших органов государственной власти Российской Федерации в 2000–2010-х гг. Проанализированы все публичные выступления Президента РФ за 2000–2018 гг., стенограммы заседаний Государственной Думы РФ за 2003–2018 гг. и выступления Председателя Правительства РФ за 2008–2018 гг., всего 15 461 документ. Основной метод исследования – частотный анализ распределения значимых слов, формирующих непосредственный контекст (в рамках одного предложения) терминов, относящихся к коррупции и антикоррупционной политике. Гипотеза заключается в том, что термины, непосредственно соседствующие с упоминаниями о коррупции, характеризуют то проблемное поле, в котором позиционируется коррупция в публичном дискурсе главы государства, парламента и правительства. В качестве алгоритма выявления наиболее частотных терминов использовались относительная частота словосочетаний (1-, 2- и 3-граммы) в предложениях антикоррупционной тематики в сравнении с референтным корпусом (полный корпус проанализированных текстов) и расчет tf-idf-значимых терминов (словосочетаний) в тех же предложениях. В ходе исследования определена динамика частотности антикоррупционной лексики, отражающая изменения актуальности антикоррупционной тематики в публичном дискурсе органов власти. Выявлены основные различия в антикоррупционной повестке высших органов государственной власти, направления ее эволюции для каждого органа власти (должностного лица) в рассматриваемый временной период; показана специфика контекстной антикоррупционной тематики публичного дискурса высших органов власти для каждого года. Констатировано 1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта ИФиП УрО РАН № 18-6-6-9 «Фундаментальные проблемы правовой и моральнополитической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте». различие ролей разных органов власти в формировании повестки (проблематизация является прерогативой Президента, тематизация с учетом текущих задач и приоритетов – задачей Председателя Правительства), выявлен репрессивный уклон, характерный для антикоррупционной повестки, и его усиление, особенно в президентском дискурсе, в 2009–2018 г. Выводы обобщают основные различия и направления эволюции антикоррупционной повестки в публичном дискурсе высших органов власти.

Abstract. The article analyzes the dynamics of public anti-corruption
agenda of high officials of the Russian Federation in 2000s–2010s. All public speeches of the President of the Russian Federation in 2000s–2018s, transcripts of the meetings of the State Duma of the Russian Federation in 2003s–2018s, and speeches of the Prime Minister of the Russian Federation in 2008s–2018s – a total of 15461 documents – are analyzed. The main research method is frequency analysis of the distribution of significant words that form the immediate context (within one sentence) of terms related to corruption and anti-corruption policy. The hypothesis is that the terms immediately adjacent to the mention of corruption characterize the problematic field, in which corruption is positioned in the public discourse of the head of state, parliament, and government. For identifying the most frequent terms we use relative frequency of phrases (1, 2, and 3 grams) in the sentences containing anti-corruption topics in comparison with the reference corpus (full corpus of analyzed texts), and the TF-IDF calculation of significant terms in the same sentences. The study identifies the main changes in the frequency of anti-corruption vocabulary, reflecting changes in the relevance of anti-corruption issues in public discourse of high officials. The main differences in the anti-corruption agenda of high state officials, the direction of its evolution for each official in the considered period are identified; the specificity of the contextual anti-corruption themes of public discourse of higher officials for each year is shown. The difference in the roles of various officials in shaping the agenda is stated (problematization is the prerogative of the President, the thematization in the context of current tasks and priorities is the task of the Prime Minister); we show evidence of a repressive bias characteristic of the anti-corruption agenda and its strengthening, especially in the presidential discourse in 2009–2018. The conclusion summarizes the main differences and directions of the evolution of the anti-corruption agenda in the public discourse of higher officials

Полный текст>>