2006-2008 гг.: «Этнополитические и правовые проблемы развития российского федерализма в национально-государственных субъектах Российской Федерации»
Исследования сотрудников филиала показали, что определяющий критерий сбалансированности экономических интересов - приоритетной цели рациональной экономической политики на всех уровнях межбюджетных отношений - это отношения собственности. Результативность развития территории прямо пропорционально зависит от обладания собственностью. Особую актуальность сегодня приобрела необходимость разработки механизма взаимодействия местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Предпосылками этого являются: многоуровневый характер собственности, определяющий непосредственных субъектов и объектов отношений; уровень развития рыночных отношений, неизбежно требующий внедрения рыночного механизма хозяйствования на всех уровнях управления; необходимость направления трансформационных процессов на гармонизацию экономических интересов в системе «государство – регион – муниципальное образование – организация».
Сделан вывод, что концептуальной основой реформирования должно быть создание эффективного интеграционного механизма взаимодействия местного и производственного самоуправлений. Анализ именений федерального законодательства показал, что особенность проводимых в настоящее время мероприятий заключается в перераспределении полномочий между уровнями управления: на низовой уровень передается спектр функций, направленных на повышение самостоятельности и уровня самообеспеченности местного самоуправления, при том, что механизм взаимодействия субъектов управления различных уровней и достижения оптимального сочетания интересов отсутствует. Сфера производства и сфера управления имеют разную направленность и целевую ориентацию развития. Между тем, бюджет как основа стабильного долгосрочного развития государства практически полностью зависит от уровня развития производства. Показано, что существенная роль в процессе рационализации и сочетания интересов управления и производства принадлежит местному уровню.
Предложены следующие комплексные меры и подходы для более эффективной реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса:
- Разработана методологическая основа реформирования собственности в сельском хозяйстве на основе синтеза институциональной экономической теории и фундаментального анализа, что позволило исследовать феномен собственности сквозь призму определяющих его институтов;
- По-новому обоснована объективность индивидуализации отношений собственности в рамках различных форм хозяйствования;
- Расширено содержание категории «индивидуализированная собственность», определена её роль в различных типах экономических систем, а также влияние формальных и неформальных институтов, обеспечивающих экономическую эффективность индивидуализации собственности и её функционирования;
- Обоснована необходимость формирования региональной и федеральной многоукладности в аграрной экономике России как системе, являющейся результатом объективного историко-экономического развития отношений собственности;
- Предложена концепция развития личных подсобных хозяйств в новой экономической ситуации;
- Определены вероятные перспективы развития коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств в современной аграрной экономике;
- Разработана экономико-математическая модель установления объёма и структуры производства при индивидуализации собственности в личных подсобных хозяйствах населения с учётом конкретных особенностей семьи;
- Обобщен опыт зарубежных стран при функционировании различных форм хозяйствования сквозь призму возможности его использования в российских условиях;
- Разработана концепция реформирования различных форм собственности и хозяйствования на уровне страны и регионов.
Аргументирован тезис, согласно которому развитие самоуправления предполагает необходимость эволюции (многообразия) форм собственности, что способствует: развитию производственной инфраструктуры на местном уровне (основных звеньев экономики – предприятий и организаций); демократизации экономики в масштабах государства; становлению гражданского общества (именно на местном уровне формируются его основные институты); развитию социальной инфраструктуры на местном уровне. Предложена модель оптимального взаимодействия местного самоуправления с хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования.
Проведено исследование национальных и региональных особенностей обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности. Предложены основы определения структуры экологической безопасности региона, складывающейся из обеспечения на уровне субъекта РФ: промышленной безопасности; радиационной безопасности; гидрометеорологической безопасности. Определены приоритетные направления дальнейшего развития природоохранительного законодательства субъектов Российской Федерации: приведение его в соответствие с федеральным законодательством; совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды: стимулирование внедрения новых современных ресурсосберегающих технологий, поддержка экологического предпринимательства и инновационных проектов; создание системы нормирования качества окружающей среды на территории субъекта РФ; формирование единого подхода на федеральном и региональном уровне к проведению государственного экологического контроля. Выводы и рекомендации можно использовать для разработки информационно-аналитических систем, применимых в практической деятельности законодательных и исполнительных органов Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в организационно – управленческой деятельности региональных и муниципальных органов власти.
Помимо этого:
- обобщён сравнительный опыт формирования стратегических целей социально-экономического развития на уровне российских регионов с учетом их уровня самообеспеченности;
- дана экспертная оценка децентрализации бюджетной системы и формированию эффективных межбюджетных отношений в Российской Федерации;
- выделены национальные и региональные особенности обеспечения экологической безопасности в России;
- подготовлен проект постановления Правительства Удмуртской Республики «О сотрудничестве между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Удмуртской Республики в сфере обеспечения гидрометеорологической безопасности».