Важнейшие результаты фундаментальных и прикладных исследований.
Основная тематика работы – этнополитика и государственное строительство в национальных субъектах Российской Федерации.
За отчетный период в исследованиях сотрудников филиала показано, что определяющим критерием сбалансированности экономических интересов как приоритетной цели рациональной экономической политики на всех уровнях межбюджетных отношений являются отношения собственности. Результативность развития территории прямо пропорционально зависит от обладания собственностью. Особую актуальность сегодня приобрела необходимость разработки механизма взаимодействия местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Предпосылками этого являются, во-первых, многоуровневый характер собственности, определяющий непосредственных субъектов и объектов отношений; во-вторых, уровень развития рыночных отношений, неизбежно требующий внедрения рыночного механизма хозяйствования на всех уровнях управления; в-третьих, необходимость направления трансформационных процессов на гармонизацию экономических интересов в системе «государство – регион – муниципальное образование – организация». Согласно проведеднным исследованиям, концептуальной основой реформирования должно быть создание эффективного интеграционного механизма взаимодействия местного самоуправления и самоуправления производственных коллективов (производственного самоуправления).
Анализ именений федерального законодательства показал, что особенность проводимых в настоящее время мероприятий заключается в перераспределении полномочий между уровнями управления. На низовой уровень передается спектр функций, направленных на повышение самостоятельности и уровня самообеспеченности местного самоуправления. Как свидетельствуют результаты исследования, механизм взаимодействия субъектов управления различных уровней и достижения оптимального сочетания интересов сейчас отсутствует. Сфера производства и сфера управления имеют разную направленность и целевую ориентацию развития. Между тем, бюджет как основа стабильного долгосрочного развития государства практически полностью зависит от уровня развития производства. Показано, что существенная роль в процессе рационализации и сочетания интересов управления и производства принадлежит местному уровню.
В области исследований, проведенных с целью осуществления более эффективной реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса предложены следующие комплесные меры и подходы:
Разработана методологическую основу реформирования собственности в сельском хозяйстве на основе синтеза институциональной экономической теории и традиционно присущего отечественной экономической школе фундаментального анализа, что позволило исследовать феномен собственности сквозь призму определяющих его институтов;
Разработан новый подход к обоснованию объективности процесса индивидуализации отношений собственности в рамках различных форм хозяйствования;
Расширено содержание категории «индивидуализированная собственность», определил её роли в различных типах экономических систем, а также влияние формальных и неформальных институтов, обеспечивающих экономическую эффективность процесса индивидуализации собственности и её функционирования;
Обоснована необходимость формирования региональной и федеральной многоукладности в аграрной экономике России как системы, являющейся результатом объективного историко-экономического развития отношений собственности;
Предложена концепция развития личных подсобных хозяйств в новой экономической ситуации в аграрном секторе российской экономики; определил вероятные перспективы развития коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств в современной аграрной экономике;
Разработана экономико-математическую модель установления объёма и структуры производства при индивидуализации собственности в личных подсобных хозяйствах населения с учётом конкретных особенностей семьи;
Обобщен опыт зарубежных стран при функционировании различных форм хозяйствования сквозь призму возможности его использования в российских условиях; разработал концепцию реформирования различных форм собственности и хозяйствования на уровне страны и регионов.
Аргументирован тезис, согласно которому развитие самоуправления предполагает необходимость эволюции (многообразия) форм собственности, что способствует, во-первых, развитию производственной инфраструктуры на местном уровне (развитие основных звеньев экономики – предприятий и организаций); во-вторых, демократизации экономики в масштабах государства; в-третьих, процессу становления гражданского общества (именно на местном уровне происходит формирование основных институтов гражданского общества); в-четвертых, развитию социальной инфраструктуры на местном уровне. Для достижения эффективности местного самоуправления предложена разработка модели оптимального взаимодействия местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, расположенными на территории муниципального образования.
Проведено исследование национальных и региональных особенностей обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности. Основываясь на положениях действующего законодательства, предложены основы определения структуры экологической безопасности региона, складывающейся из обеспечения на уровне субъекта РФ: промышленной безопасности; радиационной безопасности; гидрометеорологической безопасности. Определены приоритетные направления дальнейшего развития природоохранительного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации, а именно:
- приведение природоохранительного законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством;
- совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды: стимулирование внедрения новых современных ресурсосберегающих технологий, поддержка экологического предпринимательства и инновационных проектов;
- создание системы нормирования качества окружающей среды на территории субъекта РФ;
- формирование единого подхода на федеральном и региональном уровне к проведению государственного экологического контроля.
Выводы и рекомендации по данной проблематике можно использовать для разработки информационно – аналитических систем, применимых в практической деятельности законодательных и исполнительных органов Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; в организационно – управленческой деятельности региональных и муниципальных органов власти.
Кроме того, в отчетнгом году научными сотрудниками филиала проанализированы следующие комплексы проблем:
- обобщён сравнительный опыт деятельности и формирования стратегических целей социально-экономического развития на урвоне российских регионов с учётом их уровня самообеспеченности;
- дана экспертная оценка децентрализации бюджетной системы и формированию эффективных межбюджетных отношений в Российской Федерации;
- выделены национальные и региональные особенности обеспечения экологической безопасности в России;
- подготовлен проект постановления Правительства Удмуртской Республики «О сотрудничестве между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Удмуртской Республики в сфере обеспечения гидрометеорологической безопасности»; данный проект постановления внесен в Правительство Удмуртской Республики Министерством природных ресурсов УР и находится в стадии согласования.