Общероссийская культурная идентичность как конституционная ценность в России
Отдел права
Эмих В.В.
Дата и время проведения семинара: 18.10.2021 понедельник, 15:00
1. На уровне Конституции РФ общероссийская культурная идентичность в качестве ценности получила закрепление в ч. 3 ст. 69 в ходе конституционной реформы 2020 г. и встроена в систему ценностей, направленных на консолидацию российского общества и государства.
2. Предпринята попытка на основе анализа нормативных правовых актов РФ, преимущественно программно-стратегического характера, установить доминанты общероссийской культурной идентичности и общегражданской гражданской идентичности. Первая предполагает общность культуры, языка, происхождения и исторической преемственности, что отразилось в конституционных категорий, появившихся в тексте Конституции РФ в ходе конституционной реформы 2020 г., вторая – осознание гражданами РФ принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества. Однако, думается, что федеральный законодатель не ориентирует на дихотомию: культурная идентичность формируется и сохраняется у соотечественников, а гражданская – у российской нации. Часть 3 статьи 69 Конституции РФ, гарантируя поддержку соотечественникам поддержку в сохранении общероссийской культурной идентичности, не исключает формирование и сохранение у них гражданской идентичности, тем более, что Российское государство заинтересовано в получении ресурсов от российской диаспоры за рубежом, что более вероятно при сохранении национальной идентичности, нежели ориентации исключительно на культурную идентичность, ведь в этом контексте соотечественники скорее становятся составной частью этноса как культурно-цивилизационного явления, а не нации и народа как явлений политико-государственного свойства. В то же время формирование и сохранение гражданской идентичности включает в себя формирование культурной идентичности.
3. В качестве доминаты и культурной, и гражданской идентичности выступает культура. Конституция РФ напрямую не ориентирует на культуру русского народа как на приоритетную. Подобное установление характерно только для русского языка как языка государствообразующего народа. Вместе с тем формирование общероссийской гражданской идентичности сориентировано именно на русскую культурную доминанту, присущую всем народам, населяющим РФ. Представляется, что подобная ориентация на русскую, а не на российскую культуру будет нецелесообразным при реализации мероприятий, направленных на формирование и сохранение культурной идентичности.
4. Неоднозначен вопрос о круге лиц, на который сориентирована государственная национальная политика Российской Федерации и государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Если национальная политика сориентирована на «российскую нацию», включающую соотечественников, имеющих гражданство РФ, то политика в отношении соотечественников – как на соотечественников, имеющих гражданство РФ, так и не имеющих такового. Представляется нецелесообразным подобное ограничение. Этот вопрос тесно связан с научной дискуссией о соотношении понятий народ, нация и этнос. Ситуация осложняется терминологическими нестыковками различных нормативных правовых актов между собой и частей нормативных актов между собой (например, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации под нацией по сути понимается народ в значении Конституции Российской Федерации).
5. Выявлены механизмы формирования и сохранения культурной идентичности, предусмотренные действующим законодательством: поддержка и развитие системы российских образовательных организаций за рубежом, поддержка филиалов и представительств российских образовательных организаций, расположенных на территориях иностранных государств; сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах; создание и поддержка российских центров науки и культуры в иностранных государствах; обеспечение получения дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего общего образования на русском языке; помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников. На основе анализа опыта правового регулирования диаспоральной политики в зарубежных государствах рекомендовано в целях формирования культурной идентичности развивать такие направления политики в отношении соотечественников за рубежом, как поддержка волонтерских программ, поощрение туристических визитов материнского государства соотечественниками, а также поддержка сетей соотечественников и реализация на их базе проектов в области образования, культуры, языка.
Место проведения семинара: онлайн