Национальное самовыражение в контексте цифровых медиа и социальных сетей
УДК 323.1
Красиков В.И. Национальное самовыражение в контексте цифровых медиа и социальных сетей // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 2. С. 188-202. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_2_188. список ВАК
Хотя изначально цифровые технологии рассматривались как предвестники глобализации и космополитизма, сейчас все чаще отмечается их особая роль в трансформации традиционных форм сознания и социальности. Актуальность предлагаемой статьи задается востребованностью анализа новых форм национального самовыражения – как в Интернете, так и в социальных сетях. Подобная проблематика становится предметом повышенного интереса и интенсивного изучения в контексте настоящего ренессанса национализма и правого популизма. Выясняется, что цифровые технологии воспроизводят наше укорененное чувство принадлежности к этническому, но, скорее, менее заметными способами. Научная проблема, решаемая здесь, заключается в недостаточной проработанности аналитических обобщений в отношении специфики присутствия национального самовыражения в новых коммуникациях. Целью данной статьи и является анализ, выявление и суммирование возникших в наши дни новых форм и коммуникационных механизмов, в рамках которых сегодня и происходит общение людей, включающих в себя явственную этническую компоненту. В настоящее время современная глобальная цифровая экосистема предлагает три ключевых механизма, которые мемориализуют национальные формы и, следовательно, способствуют воспроизведению повседневных форм национального самовыражения в их цифровых вариантах: архитектура системы доменных имен в Интернете, предвзятость алгоритмов, укоренившихся в цифровых платформах и формирование национальных цифровых экосистем. Основные особенности повседневного «цифрового национального самовыражения» – это его массовизация и диверсификация, фрагментация и поляризация межличностного национального общения, его коммодификация и коммерциализация.
Primarily researchers considered digital technologies to designate globalization and cosmopolitanism; in practice they started to play a special role in transforming traditional forms of consciousness and sociality. However, the issue of new forms of national expression appearing both on the Internet and in social networks remains a very promising topic for the research. Many scholars are actively studying these forms, especially in the context of the renaissance of nationalism and right-wing populism we see nowadays. They note that digital technologies reproduce our deep-rooted sense of ethnicity, but rather in less visible ways. The main problem to be considered in this paper is the fact of national self-expression in new communications being not sufficiently enough elaborated in analytical generalizations. Thus the goal is set to analyze, identify and summarize those new forms and communication mechanisms that have emerged recently, including ethnic component, and within the framework of which people communicate. Three such mechanisms are brought into discussion, namely the architecture of Internet domains, algorithmic bias, and the formation of national digital ecosystems. The main characteristics of modern online communication are also considered in terms of national issues that may be related to recent shifts in global communication ecology, namely diversification, fragmentation and commodification. It can be stated that currently the modern global digital ecosystem offers three key mechanisms to memorialize national forms and, therefore, contribute to the reproduction of everyday forms of national expression in their digital versions. These include the architecture of the Internet domain name system, the bias of algorithms ingrained in digital platforms, and the formation of national digital ecosystems. The main features of everyday digital nationalism are discovered to be massification and diversification of national self-expression, fragmentation and polarization of interpersonal national communication, its commodification and commercialization.
национальное самовыражение, цифровые медиа, социальные сети, массовизация, диверсификация, межличностное национальное общение, коммодификация, коммерциализация
national self-expression, digital media, social media, massification, diversification, interpersonal national communication, commodification, commercialization