Идейное наследие Д.А. Дриля: становление русской уголовно-антропологической школы
УДК 343.9.018:340.125
Васечко В.Ю. Идейное наследие Д.А. Дриля: становление русской уголовно-антропологической школы // Антиномии. 2024. Т. 24. Вып. 2. С. 161-185. DOI: 10.17506/26867206_2024_24_2_161. список ВАК
Целью статьи является осмысление творческого наследия Д.А. Дриля и принципов русской уголовно-антропологической школы конца XIX – начала ХХ столетий, у истоков которой он стоял, применительно к современному состоянию отечественной культуры и социально-гуманитарной науки. В качестве инструментов исследования используются историко-системный, ретроспективный и рационалистический методы. Делается акцент на том, что Д.А. Дриль и его последователи, активно заимствуя достижения европейских ученых своего времени (в области как естественных, так и социальных наук), двигались собственным путем, который диктовался спецификой российских правовых и социально-политических реалий, существенно отличавшихся от того, что имело место на Западе. В своей критике так называемой классической школы уголовного права российский ученый-криминолог не копирует идеи Ч. Ломброзо и его сторонников, а четко дистанцируется от крайностей ломброзианцев. Он последовательно выступает за комплексное изучение человека, в том числе преступника, с привлечением арсенала самых разных научных дисциплин и является в этом отношении одним из провозвестников той междисциплинарной интеграции, которая все более становится одним из главных трендов современной науки. Близок Д.А. Дриль науке постнеклассической эпохи и своим нежеланием замыкаться в рамках чисто теоретического знания и убежденностью в необходимости тесного взаимодействия науки с иными формами освоения мира и личностной самореализации (правосудием, религией, нравственностью). Автор статьи приходит к выводу, что проблемы, волновавшие российское общество в эпоху Серебряного века, во многом сохраняют свою актуальность и в настоящее время. В этой связи знакомство с идеями Д.А. Дриля позволяет более адекватно обрисовать состояние, в котором находится наша страна сегодня, и лучше оценить перспективы ее ближайшего развития вообще и правоохранительной системы в частности.
Abstract. The purpose of this article is to comprehend the creative legacy of Dmitry A. Dril and the principles of the Russian anthropological school of criminal law of the late 19th and early 20th centuries, at the origins of which he stood, in relation to the current state of Russian culture and social and humanitarian science. The author uses the historical-systemic, retrospective and rationalistic methods as research tools. It is emphasized that Dmitry Dril and his followers, actively borrowing the achievements of European scientists of their time (in the field of both natural and social sciences), pursued their own path, dictated by the specifics of Russian legal and socio-political realities, which significantly differed from those in the West. In his critique of the so-called classical school of criminal law, the Russian criminologist does not copy the ideas of Cesare Lombroso and his adherents, but clearly distances himself from the extremes of Lombrosianism. He consciously advocates for the comprehensive study of humans, including criminals, drawing on a range of scientific disciplines, thereby heralding interdisciplinary integration, which is increasingly becoming one of the main trends in modern science. Dmitry Dril is aligned with post-non-classical science in his unwillingness to be confined to purely theoretical knowledge and his conviction of the necessity of close interaction of science and other forms of world exploration and personal self-realization (justice, religion, and morality). The article concludes that the concerns of the Russian society in the Silver Age era retain their relevance at the present time. In this regard, acquaintance with Dmitry Dril’s ideas allows us to more adequately describe the state in which our country is today and to better assess the prospects for its immediate development in general and the law enforcement system in particular.
Д.А. Дриль, уголовное право, русская уголовно-антропологическая школа, юридическая антропология, криминальная социология, естественно-научные методы в криминологии, междисциплинарная интеграция
Dmitry A. Dril, criminal law, Russian anthropological school of criminal law, legal anthropology, criminal sociology, methods of natural sciences in criminology, interdisciplinary integration