УДК 41.82:1(091)

Кондрашов П.Н.
Карл Маркс о родовой сущности человека // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2020.– Т. 20. Вып. 3.– С. 22-48.

В статье предпринята попытка историко-философской экспликации становления учения К. Маркса о родовой сущности человека (Gattungswesen des Menschen). В современном марксоведении господствует точка зрения, согласно которой Маркс понимает сущность человека только как «совокупность общественных отношений». Однако, как показывает автор, в текстах Маркса имеется несколько определений. Так, родовая сущность человека определяется как: (1) истинная общественная связь людей, истинная общность (Gemeinwesen); (2) праксис (Praxis); (3) творческая продуктивная деятельность (productive Tätigkeit, Selbstbetätigung); (4) ансамбль общественных отношений (das ensemble der gesellschaftlichen Verhältnisse). Конститутивными моментами сущности человека, вытекающими из праксиса, как базовой характеристики человека, оказываются такие атрибуты, как предметность, интерсубъективность, социальность, историчность и экзистенциальная неравнодушность. Показано, что, согласно Марксу, родовая сущность человека не дана природой, а возникает в ходе исторического развития. Более того, в «Капитале» Маркс различает инвариантную сущность (Praxis) и исторические модификации праксиса. Поэтому история понимается как «непрерывное изменение человеческой природы». Впервые в истории философии эксплицирована историческая последовательность того, каким образом развивались представления Маркса о родовой сущности человека. Несмотря на радикальные изменения философских предпочтений Маркса (переход от субъективного идеализма Фихте к объективному идеализму Гегеля, а затем к материализму), его представления о родовой сущности человека, меняясь, тем не менее, представляют собой не столько череду «скачков», а сколько диалектическое движение к более глубокому, всестороннему развитию и обогащению изначальных гуманистических интуиций, которое в итоге привело его к формулировке оригинальной концепции человека

Abstract. The article is based on a detailed textual analysis is the attempt of historical-philosophical explication of the formation of Karl Marx’s teaching about the species essence of human beings (Gattungswesen des Menschen). In modern studies of Marx’s philosophy, the view according to which Marx understands the nature of human beings only as «the ensemble of social relations» dominates. However, as the author shows, there are several definitions in Marx’s texts. Thus, the species essence of human beings is defined as: (1) true social relation of people, genuine community (Gemeinwesen); (2) praxis (Praxis); (3) creative activity (productive Tätigkeit, Selbstbetätigung); (4) ensemble of social relations (das ensemble der gesellschaftlichen Verhältnisse). Constitutive moments of the human essence arising from the praxis as a basic characteristic of a person are: objectivity, intersubjectivity, sociality, historicity and existential indifference. It is shown that according to Marx the species essence of human being is not given by nature but arises in the course of historical development. Moreover, in the «Capital» Marx distinguishes between an invariant essence (Praxis) and the historical modifications of praxis. So, the history is understood as a «continuous change of human nature». For the first time in the history of philosophy, the historical sequence of the development of Marx’s ideas about the species essence of man is explicated. Despite the radical changes in Marx's philosophical preferences (the transition from Fichte’s subjective idealism to Hegel’s objective idealism and then to materialism), his ideas about the species essence of human beings however has been changing not so much as series of «jumps», but rather as a dialectical movement towards a deeper, comprehensive development and enrichment of the original humanistic intuitions, which eventually led him to the formulation of the original concept of human being.

Полный текст>>