УДК 111

Ищенко Н.И.
Мартин Хайдеггер: к вопросу о трансценденции // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2018.– Т. 18. Вып. 3.– С. 27-46.

Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein – «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания – то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера – означает выход за пределы гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности – специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля трактует последний не как акт, имманентный сознанию, но как акт трансцендирования, или экстазиса, который, будучи «изоморфным структуре интенции у Гуссерля», осмысливается Хайдеггером уже чисто в качестве не теоретического, или гносеологического, но изначального онтологического феномена (а именно – экстатической временности, представляющей собой «горизонт для понимания бытия, сущностно принадлежащий Dasein») и интерпретируется как фундаментальная априорная структура человеческого существования. Данная структура описывается Хайдеггером в терминах «открытости» (сущего – вот-бытию и наоборот) и полагается в его феноменологической онтологии основным феноменом и первоначальным предметом исследования, причем, рассматриваемая двояко – и в качестве бытия экзистирующего сущего (Dasein), и в качестве априорного условия данного бытия, – она, по мысли Хайдеггера, «внутренне» обосновывает и саму «возможность онтологии» как таковой.

Abstract: The subject of this article is Heidegger's existentially-ontological consideration of human being (Dasein) as the transcending structure. This article proves the conclusion that the interpretation of Heidegger's intentional consciousness as “transcendence” means going beyond Husserl's phenomenology. Consequently, raising an issue of intentionality as a specific kind of Being (rather than cognition) Heidegger in contrast with Husserl considers the latter not as the consciousness immanent act, but as the act of transcending, or ecstasis, which being «isomorphic to Husserl's structure of intention» is regarded as ontological (rather than epistemological or academic) phenomenon. Specifically, Heidegger regards the act of transcending as the ecstatic temporality, and, therefore, as the fundamental aprioristic structure of the human Being. Significantly, this ecstatic temporality corresponds to «the horizon of understanding, which ontologically belongs to Dasein».
Furthermore, Heidegger characterizes the above-described structure as the “openness” (openness of things existent to Dasein and vice versa) and interprets it as the basic phenomenon, and as the initial research subject in his phenomenological ontology. Moreover, this structure of the human being has a twofold interpretation: as the Being of things existent (Dasein), or as the aprioristic condition of this Being, hence it «internally» grounds «the possibility of ontology» in principle.

Полный текст>>