УДК 111.1

Политов А.В.
Сравнительный анализ понятий семантического мира В.В. Налимова и хронотопа М.М. Бахтина // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2017.– Т. 17. Вып. 4.– С. 24-32.

Задачей статьи является сравнительное историко-философское рассмотрение понятий семантического мира, введенного в отечественную философскую науку советским мыслителем В.В. Налимовым, и хронотопа, обоснованного в трудах выдающихся российских ученых А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина, с целью раскрытия и описания сущностного общефилософского значения данных категорий в их взаимном пересечении. На основе развернутого анализа текстов основных сочинений В.В. Налимова и М.М. Бахтина автор демонтрирует концептуальное единство и убедительное сходство понятий семантического мира и хронотопа, обусловленные имманентно присущим им онтологическим основанием. Категории семантического мира и хронотопа характеризуют ценностную и бытийную полноту человеческой жизни, акцентируют сущностный экзистенциально-этический смысл индивидуальных поступков, определяющих место и роль личности в структуре мироздания. С помощью историко-философского анализа одного из ключевых произведений раннего периода творчества М.М. Бахтина – известной работы «К философии поступка» – раскрыто и обосновано экзистенциально-метафизическое значение хронотопичности человеческого бытия, в котором пространственно-временное единство окружающего мира оказывается наделенным человеческими ценностями и смыслами. Таким образом, хронотоп мироздания предстает подлинно человеческим, семантическим миром, ареной развертывания индивидуальной жизни личности, событийного ряда ее существования. Человеческая жизнь становится имманентно включенной в хронотопное семантическое целое мирового феномена. Категории семантического мира и хронотопа манифистируют, следовательно, сущностное онтологическое и экзистенциальное значение, позволяющее им выступить в качестве фундаментального основания дальнейшего развертывания и конструирования полноценной онтологии события, которая является одним из важнейших метафизических направлений современной западноевропейской и российской философии.

Abstract. The objective of the article is the comparative historical and philosophical consideration of the concept of the semantic world, introduced in the Russian philosophical science by the Soviet philosopher V.V. Nalimov and the category of the chronotope, grounded in the works of prominent Russian scientists A.A. Ukhtomsky and M.M. Bakhtin, to uncover and describe the essential philosophical importance of these categories in their mutual intersection. On the basis of detailed analysis of the texts of the main works of V.V. Nalimov and M.M. Bakhtin demonstrated the conceptual unity and mutual similarity of the concept of the semantic world and of the chronotope, due to the immanently inherent ontological basis. Categories of the semantic world and of the chronotope characterize axiological and existential fullness of human life, reveal the essential existential-ethical meaning of individual actions that define the place and role of personality in the structure of the universe. Using historical and philosophical analysis of one of the key works of the early period of creativity of M.M. Bakhtin – known work “The philosophy of the act” – disclosed and justified existential-metaphysical meaning of chronotopical of human existence, in which spatio-temporal unity of the surrounding world is endowed with human values and meanings. Thus, the chronotope of the universe is truly human, semantic world, appears as the arena of the deployment of individual life, event of a number of its existence. Human life is inherently included in chronotropic semantic whole surrounding world phenomenon. Categories of the semantic world and of the chronotope to demonstrate, therefore, of the essential ontological and existential value, which allows them to act as a fundamental base for further deployment and design of a full-fledged ontology of events, which is one of the most important metaphysical dimensions of modern Western European and Russian philosophy.

Полный текст>>