Социокультурный подход к оценке результативности деятельности сельской школы
УДК 373
Горбушов А.А. Социокультурный подход к оценке результативности деятельности сельской школы // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126). С. 8-16. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-3-126-8-16. список ВАК
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучать социокультурное пространство сельской школы и ее функционирование как культурную институцию. Социокультурный подход, наряду с другими, исследователи признают в качестве одного из основных подходов, способных обеспечить реализацию человека со всеми элементами личности, сложностью его способов проявления, его различными обязанностями как личности, члена семьи и общества, гражданина. Цель данной работы - социокультурная оценка сельской школы. На основании проведенного интернет-опроса, в котором приняли участие 5 602 граждан РФ (учителя - 1346, школьники - 1580, родители школьников - 2676) из Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Нижегородской областей, Татарстана, Башкортостана, Алтая, мы выявили изменения, произошедшие с 80-х годов XX в. в социокультурном пространстве села.
Социокультурная оценка участников образовательного процесса в сельской школе показала их отношение к социокультурной деятельности сельской школы, определила потребности для их дальнейшего развития и развития социокультурного пространства села. Исследование выявило необходимость развития гражданско-патриотического воспитания, заботы о здоровье обучающихся, доступность образовательных услуг, сохранение школьных традиций, социокультурной деятельности образовательных учреждений, привлечения молодых учителей и возможности их самореализации. Результаты исследования могут использоваться в процессе разработки образовательных программ дошкольного и школьного образования, дополнительного и внеклассного обучения учащихся начальных и средних школ для развития социокультурного обучения и применения социокультурной парадигмы в качестве базовых ориентиров жизнедеятельности социума.
The relevance of the research is due to the need to study the socio-cultural space of rural school and its functioning as a cultural institution. The socio-cultural approach, along with others, is recognized by researchers as one of the main approaches capable to ensure the realization of a person with all the elements of personality, the complexity of his ways of manifestation, his various responsibilities as a person, family member and society, citizen. The purpose of this work is a socio-cultural assessment of rural school. Based on the Internet survey conducted by us, in which 5,602 citizens of the Russian Federation took part (teachers - 1,346, schoolchildren - 1,580, parents of schoolchildren - 2,676) from Sverdlovsk, Chelyabinsk, Tyumen, Kurgan, Novosibirsk, Pskov, Samara, Nizhny Novgorod regions, Republics - Tatarstan, Bashkortostan, Altai, we identified changes that occurred from the 80s of the XX century in the socio-cultural space of the village. The socio-cultural assessment of the participants of the educational process in the rural school showed the attitude of participants of the educational process to the socio-cultural activities in the rural school, identified the needs for their further development and the development of the socio-cultural space of the village. The study revealed the need to develop civic and patriotic education, care for the health of students, the availability of educational services, the preservation of school traditions, socio-cultural activities of educational institutions, the involvement of young teachers and the possibility for their self-realization. The results of the research can be used in the process of developing educational programs for preschool and school education, additional and extracurricular education of primary and secondary school students for the development of socio-cultural learning and the application of the socio-cultural paradigm as basic guidelines for the life of society.
сельская школа, социокультурный подход, социокультурная среда, социокультурная деятельность, инновационная сельская школа, оценка деятельности сельской школы
rural school, socio-cultural approach, socio-cultural environment, socio-cultural activity, innovative rural school, evaluation of rural school activities