Классовое господство в эпоху посткапитализма: часть 2. Дистрибуция внимания
Давыдов Д.А. Классовое господство в эпоху посткапитализма: часть 2. Дистрибуция внимания // Социологические исследования. 2022. № 8. С. 136-146. DOI: 10.31857/S013216250019871-1.
В статье рассматриваются перспективы трансформации классовой структуры в эпоху посткапитализма. Во второй части статьи анализируется внутренний антагонизм посткапиталистической классовой структуры. Предложено взглянуть на экономику творчества как на расширяющуюся область продуктивной деятельности, которая не подчиняется прямому действию капиталистических законов накопления. Именно творчество как созидание нематериальных благ (от художественных образов до научных теорий) считается субстанциальной основой посткапитализма, а потому осмысляется в утопическом ключе с акцентом на свободу самореализации. Тем не менее в статье обосновывается, что «закат капитализма» может привести к еще большему социально-экономическому неравенству (от власти 1% к власти 0,1%) и соответствующей трагедии массы имперсоналиата как класса «творческих неудачников».
The article examines the prospects for the transformation of the class structure in the era of post-capitalism. The second part of the article deals with the internal antagonism of the postcapitalist class structure. For this, it is proposed to look at the economics of creativity as an expanding area of productive activity, where the laws of capitalist accumulation do not directly operate. Creativity as the creation of non-material goods (from artistic images to scientific theories) is considered the substantive basis of post-capitalism, and therefore is comprehended in a utopian way with an emphasis on freedom of self-realization. Nevertheless, the article substantiates that the “decline of capitalism” may lead to even greater socio-economic inequality (from the power of 1% to the power of 0.1%) and the corresponding tragedy of the impersonaliat as a class of “creative losers”.
посткапитализм, персоналиат, социальная революция, постматериализм, марксизм, классовый анализ, социальная стратификация, классовая идеология, экономика творчества
post-capitalism, the personaliat, social revolution, post-materialism, Marxism, class analysis, social stratification, class ideology, economics of creativity