Политические практики «вращающихся дверей» в России: региональный аспект
УДК 328.1
Мухаметов Р.С., Буянов Н.А. Политические практики «вращающихся дверей» в России: региональный аспект // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2021. Т. 18. № 3. С. 128-141. DOI: 10.17506/18179568_2021_18_3_128. список ВАК
Статья посвящена изучению практики перемещения бывших государственных служащих и парламентариев на работу в коммерческий сектор и наоборот. Теория «вращающихся дверей» выступает концептуальной основой исследования, в первой части которого рассматриваются основные подходы к определению данного понятия. Используя указанную теорию, авторы работы стремятся дать ответы на ряд исследовательских вопросов. В какой степени феномен «вращающейся двери» свойственен политической жизни российских регионов и, в частности, Свердловской области? Какова доля чиновников, переходящих c государственной службы в частный сектор на должность «лоббиста» и/или специалиста, отвечающего за связи с органами государственной власти (GR-менеджера), и наоборот? Для поиска ответов авторы применяют биографический подход, используя базу данных, которая включает сведения обо всех бывших и настоящих руководителях отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, анализируют сведения о трудовой деятельности региональных министров. Также источниками данных послужили материалы из сети Интернет, в том числе официальные сайты областного правительства. Главный метод анализа количественных данных – описательная статистика. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что коммерческие компании являются вторым по популярности местом работы как до назначения, так и после освобождения лицами министерской должности; экс-министры часто трудоустраиваются директорами предприятий и GR-менеджерами. Выявляются причины такого положения дел. В основе объяснительной модели лежит концепция спроса и предложения. Подсчеты показывают, что меньше 10% компаний имеют структурные подразделения, отвечающие за связи с органами власти. Ограничивающим фактором выступает стремление руководителей коммерческих организаций напрямую принимать участие в политике для продвижения корпоративных интересов, а не обращаться в коммуникационные агентства за GR-сопровождением.
The article is devoted to the study of the practice of moving former civil servants and parliamentarians to work in the commercial sector and vice versa. The theory of “revolving doors” serves as a conceptual framework for this research, in the first part of which the main approaches to the definition of this concept are considered. Using this theory, the authors of the article seek to provide answers to a number of research questions. To what extent is the “revolving door” phenomenon peculiar to the political life in the Russian regions and, in particular, in the Sverdlovsk region? What is the percentage of officials moving from the civil service to the private sector to become a “lobbyist” and/or a government relations manager (GR manager) and vice versa? To find the answers, the authors apply a biographical approach, using a database that includes information about all former and current heads of regional executive bodies of state power in the Sverdlovsk region, analyze information about the work of regional ministers. Another group ofsources is the Internet materials including the official websites of the regional government. The main method of analyzing quantitative data is descriptive statistics. According to the results of the study, the authors conclude that commercial companies are the second most popular place of work both before the appointment and after the dismissal of a ministerial position; ex-ministers often become directors of enterprises and GR managers. The reasons for this state of affairs are revealed. The explanatory model is based on the concept ofsupply and demand. Calculations show that less than 10% of enterprises have structural divisions responsible for government relations. The limiting factor is the desire of heads of commercial enterprises to directly participate in politics to promote corporate interests, and not to apply to communication agencies for GR support.
«вращающиеся двери», лоббизм, связи с органами власти, биографический подход, Свердловская область
“revolving doors”, lobbying, government relations, biographical approach, Sverdlovsk Region