Внешняя образовательная миграция молодежи Таджикистана как двухуровневый ресурс «мягкой силы»
УДК 327+325.1
Ризоён Ш.Ш. Внешняя образовательная миграция молодежи Таджикистана как двухуровневый ресурс «мягкой силы» // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2021. № 1 (42). С. 158-175. DOI: 10.24412/1817-9568-2021-1-158-175. список ВАК
Статья посвящена вопросам прикладного анализа внешней образовательной миграции таджикистанской молодежи в современных условиях как ресурса «мягкой силы» страны пребывания, так и Таджикистана. С одной стороны, утверждается, что сегодня привлечение иностранных студентов многими государствами рассматривается как инструмент укрепления «мягкой силы». С другой стороны, эти студенты являются носителями своей культуры, поэтому проживание и учеба молодежи Таджикистана за рубежом выступает возможностью для презентации культурногуманитарных особенностей страны. По возвращении на родину молодежь будет влиять на специфику формирования человеческого потенциала, политической культуры и в обозримом будущем – политической элиты, и их опыт обучения и пребывания в зарубежном государстве, безусловно, будет влиять на их предпочтения и модели расширения внешних отношений.
Автор на основе проведенного полевого и онлайн-исследования среди молодежи в Таджикистане и за рубежом выдвигает ряд тезисов об этапах внешней миграции, в том числе молодежи, положительных и отрицательных моментах этой тенденции. Предпринята попытка комплексного анализа внешней образовательной миграции молодежи на данном этапе и возможной тенденции развития ситуации в среднесрочной перспективе. Новизна исследования заключается в том, что основное внимание уделено ранее не рассматривавшемуся фактору внешней образовательной миграции молодежи как двухуровневому ресурсу «мягкой силы» – как для принимающих государств, так и для Таджикистана.
В заключительном разделе на основе проведенного анализа отмечается, что внешняя образовательная миграция составляет 10% от общей молодежной миграции, и в среднесрочной перспективе ожидается ее увеличение из-за доступности государственных квот и стипендиальных программ зарубежных стран. Получение высшего образования за рубежом сохраняет свою позицию как один из основных мотивов и драйверов молодёжной миграции. Участие молодежи в сообществах, созданных на основе землячества, на территории России и других стран позволяет расширить возможности публичной дипломатии Таджикистана.
The article analyzes Tajik youth studying abroad as a component of soft power for both the host country and Tajikistan. On one hand, it is argued that today, the attraction of foreign students by many states is seen as a tool to strengthen their soft power. On the other hand, since students are bearers of their culture, living and studying abroad serves as an opportunity to present the cultural and humanitarian characteristics of the students’ native country. Upon returning home, their experience studying abroad will certainly affect their preferences, views, outlooks, including models for expanding external relations.
Based on field and online research on young people in Tajikistan and abroad, the author puts forward a number of theses on the stages of external migration, including the positive and negative aspects of this trend. An attempt is made to comprehensively analyze the external educational migration of young people at this stage, and forecast a possible trend in the development of the situation in the medium term. The novelty of the study lies in it centering attention on the factor of external educational migration as a two-level resource of soft power both for host states and for Tajikistan, which has not been previously considered.
Based on the analysis, the final section notes that external educational accounts for 10% of total youth migration, and in the medium term it is expected to rise due to the increase of state quotas and scholarship programs. Competition for lucrative professional positions is one of the main motives and drivers of youth migration. The participation of youth in communities in Russia and other countries allows for the expansion of the possibilities of Tajik public diplomacy.
миграция, образовательная миграция, «мягкая сила» Таджикистана, публичная дипломатия, культура, ценности
migration, educational migration, soft power of Tajikistan, public diplomacy, culture, values