26 апреля 2024 г. Институтом философии и права УрО РАН в рамках программы международного Уральского научного форума, посвященного 300-летию Российской академии наук, был организован круглый стол «Историческая правда и коллективная память: механизмы регулирования российской исторической политики».
В рамках научного проекта «Создание российской историографической модели политико-правовых знаний и ее применение для разработки перспективных средств противодействия идеологическим искажениям цивилизационного развития России» по приоритетным направлениям научно-технологического развития с пленарными докладами выступили три сотрудника Института философии и права УрО РАН.
Доктор философских наук Оксана Головашина в докладе «“Память в законе”»: нормативное регулирование исторической политики в сети Интернет» проанализировала существующие законодательных практики регулирования отношения к прошлому. Источниками стали нормативные акты, а также транслируемые в СМИ сюжеты с применением данных актов. Был сделан обзор современного мемориального законодательства, рассмотрено его применение по отношению к действиям в сети Интернет. Показано, что в практике правоохранительных органов встречается расширенное толкование публичности в отношении высказываний, совершенных в виртуальном пространстве Интернета.
Кандидат политических наук Наталья Панкевич в докладе «Гуманитарное измерение государственного суверенитета: политика памяти и политика ценностей в постсоветском пространстве» рассмотрела понятие государственного суверенитета. Гуманитарное измерение суверенитета предполагает возможность государства проводить эффективную политику в специфическом организационном поле ценностей. Конкуренция государств в этом поле постоянно нарастает, что выносит на первый план проблематику исторического суверенитета и ценностного фундамента актуальной государственной конституционной идентичности. Показано, что для Российской Федерации открывается широкое поле действия, имеющее ресурсы совместного культурного прошлого большинства населения постсоветских и постсоциалистических стран.
Кандидат юридических наук Валентина Руденко в докладе «Историческая правда в системе конституционно-правовых ценностей Российской Федерации» рассмотрела как историческая правда получила правовое оформление в ходе конституционной реформы 2020 г. Данная ценность в Конституции соотносится с такими ценностями как государственный суверенитет, культура российского народа, политическая и социальная солидарность, единство народов Российской Федерации. Были рассмотрены вопросы формирования правовых механизмов защиты исторической правды и противодействия фальсификации истории России. Обозначены направления совершенствования документов стратегического планирования по вопросу формирования правовых механизмов защиты исторической правды как конституционно-правовой ценности.
В ходе последующей дискуссии выступили представители екатеринбургских ВУЗов и академических институтов. Участники круглого стола обменялись мнениями по поводу приоритетов российской исторической политики. В целях сохранения российского исторического наследия, защиты исторической памяти участники круглого стола рекомендуют органам государственной власти федерального и регионального уровня обеспечить нормативное обеспечение политики по защите исторической правды, включая следующие вопросы:
1) Разработка комплекса мер и мероприятий, составляющих политику по защите исторической правды, в том числе меры по стимулированию создания теле- и радиопередач, интернет-ресурсов, направленных на освещение и популяризацию истории России, в том числе за рубежом, меры по экспертизе учебников и образовательных программ, разработка рекомендаций для составителей учебников и образовательных программ по вопросам освещения ключевых для становления российского государства вопросов, поддержка деятельности по популяризации истории России за рубежом, меры поддержки российских информационных центров за рубежом, меры по аналитическому обеспечению правовых решений по защите исторической правды, меры по расширению научных исследований по вопросам исторической правды и освещению их результатов в СМИ, меры по созданию информационных баз по вопросам защиты исторической правды и противодействию фальсификации истории и др.
2) Разработка институциональных основ политики по защите исторической правды, в том числе определение органов публичной власти, участвующих в формировании и реализации политики по защите исторической правды, оценка и закрепление в соответствующих нормативных правовых актов вопросов, относящихся к компетенции каждого из участвующих органов, а также права иных субъектов права по участию в формировании и реализации данной политики.
3) В качестве экспертных рекомендаций была поддержана идея создания единого школьного учебника под контролем профильных институтов РАН и с предварительным обсуждением широким кругом специалистов и организаций. Участники круглого стола, обсудив в целом состояние политики идентичности, политики памяти и политики ценностей Российского государства, актуальные вопросы сохранения исторического и культурного наследия России, проблемы нормативного обеспечения защиты исторической правды как особой конституционно-правовой ценности в России, отмечают, что защита исторической правды и сохранение исторического наследия России как одной из важнейших частей духовно-культурного наследия народа России – важнейшие функции российского государства в условиях необходимости противостояния внешним угрозам и вызовам в текущей сложной геополитической ситуации. Реализация данных функций – необходимое условие формирования и сохранения конституционной идентичности Российского государства, общероссийской гражданской и культурной идентичности, сохранения и укрепления гражданского единства и межнационального согласия народов России, формирования патриотизма у молодежи, обеспечения национальной безопасности России.
4) Рекомендуется рассмотреть вопросы: а) совершенствования порядка экспертизы федеральных и региональных учебников, учебных пособий и образовательных программ по истории для общеобразовательных учреждений в целях предотвращения фальсификации исторических фактов, б) государственной поддержки деятельности Российского исторического общества, Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, в) установления ежегодных грантов деятелям науки, культуры и образования, творческим союзам и организациям, образовательным и научным учреждениям, внесшим весомый вклад в дело защиты исторической правды; г) государственной поддержки издания научных работ, научно-популярных произведений по истории России, созданных российскими авторами, их переводу на иностранные языки и распространению за рубежом, в том числе через Российские информационные центры и Дома русской книги, в целях распространения российских мировоззренческих ценностей; д) совершенствование государственной архивной политики в целях увеличения объема доступных для пользователей архивных материалов по актуальным вопросам истории России.
5) Рекомендуется активизировать программы публичной дипломатии, направленные на аудитории, формирующие общественное мнение (научные сообщества, средства массовой информации, учреждения науки, образования, культуры, соотечественников за рубежом) в целях распространения знаний о российской истории и культуре, месте и роли российского народа в мировой истории, ключевых ценностях российского общества; формирования позитивного образа российской истории.