профессор кафедры философии Белгородского государственного национального исследовательского университета, ассоциированный научный сотрудник Института философии РАН
http://caute.tk/maidansky.html
Тема доклада: Воспитание и природа: уроки Загорского эксперимента
Аннотация: В докладе освещается проблема формирования человеческой личности на материале эксперимента с участием слепоглухих детей. Л.С. Выготский утверждал, что экспериментальная работа со слепоглухими детьми позволяет раскрыть закономерности воспитания обычного ребенка, так же как искусственный синтез химических веществ в лабораторных условиях позволяет понять процессы их образования в природе. По мнению Э.В. Ильенкова и А.И. Мещерякова, Загорский эксперимент доказал, что личность возникает в процессе «делового общения», или совместно-разделенной деятельности, завязанной на предметы культуры. При этом сама личность понимается как «ансамбль общественных отношений» (Маркс), интериоризованный или вращенный в тело и психику индивида. В докладе обсуждаются сильные стороны и слабые пункты этой трактовки эксперимента.