Сентябрь:
Статьи:
1.
"Новая ересь гражданской религии" - статья Леонида Фишмана в журнале Россия в глобальной политике.
В статье предпринята попытка выявить какого рода необходимость лежит за майскими и июньскими протестами 2020 года афроамериканских и поддерживающих их белых политических активистов. Утверждается, что данные протесты свидетельствуют о вызревании новой философии социальной политики в период, когда прежние «философские основы» социального государства оказывается не вполне применимым в Америке и в Европе для ослабления накала социальных проблем. Идеологическая форма, которую принимает в Америке процесс этого вызревания, обусловлена особенностями американского коллективного сознания. BLM и подобные ему движения можно рассматривать как своего рода «ересь», как попытку очередной реформации американской «гражданской религии» либерализма, демократии и равных возможностей.
Фишман Л.Г. Новая ересь гражданской религии // Россия в глобальной политике. Том 18, № 5(105), 2020. С. 90-102
https://globalaffairs.ru/articles/eres-grazhdanskoi-religii/?fbclid=IwAR26jcHVNJfr_V4vJeiV_tv7AX3aIwJpQvKLv1cSbD-B90BQ7rXWHjLT2k8
2.
В свежем номере Вестника Томского государственного университета опубликована статья Леонида Фишмана "Мораль и капитализм: конец дармового ресурса?"
Статья посвящена анализу некоторых аспектов положения, которое занимает мораль в политических, философских, религиозных и научных дискурсах, посвященных капитализму. Описана парадоксальная ситуация, связанная с тем, что в этих дискурсах моральные ценности описываются одновременно как товар и не-товар. Выдвигается предположение, что истоки данной ситуации связаны с необходимостью использования морали как «дармового ресурса» на ранних этапах развития капитализма. Рассматриваются ключевые тенденции в области экономики и идеологии, свидетельствующие об истощении этого «дармового ресурса».
http://journals.tsu.ru/philos…/&journal_page=archive&id=2002
Октябрь
Статьи:
1.
№ 3 «Политии» открывается статьей врио директора ИФиП УрО РАН В.С. Мартьянова «Модерн и революция».
В статье показано, что революция — это одновременно легитимирующий и отрицаемый центр идеологических координат Модерна. По скорости социальных перемен историческая эволюция Модерна от раннеиндустриальной классово-национальной политической формы к позднему (глобальному) состоянию описывается как революция низкой интенсивности. Вместе с тем эта модернизация не революционна: периодические расколы элит, элитные перевороты, национально-освободительные движения сами по себе не предполагают принципиальных изменений ценностно-институциональной конституции модерного политического порядка. Возможность новой революции обусловлена потенциальным отказом современного общества от развертывания революции Модерна в пользу альтернативного утопического политического проекта, превосходящего действующую конфигурацию социальных сил с точки зрения своей способности к политической легитимации, универсализации и тотализации.
Если капитализм, легитимирующий его либеральный консенсус и нация-государство как доминирующий формат их синтеза являются ценностно-институциональной квинтэссенцией политического порядка Модерна, то наиболее очевидным способом кристаллизации революционных движений будут именно вызовы свободным рынкам, либерализму и национализму. В настоящее время речь идет скорее о внутренних трансформациях Модерна, нежели о полноценной альтернативе этому порядку (несмотря на постмодернистскую и неолиберальную критику либерального консенсуса, растущий популизм, ставшие очевидными пределы рыночной модели капитализма, изъяны представительной демократии, ослабление социального государства). В перспективе серьезная (и, возможно, революционная) его коррекция может стать следствием усиливающейся рентной перестройки капитализма.
http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2020-3(98)-6-33.pdf?fbclid=IwAR1sl3FQp08wpSqsHVzcNlIOcdL8ve4_bFGNGpXCCtxbhugcmpKws9YTxp0
2.
В журнале "Changing Societies & Personalities" опубликована статья Виктора Мартьянова и Леонида Фишмана "The Rise and Decline of Soviet Morality: Culture, Ideology, Collective Practices".
В статье утверждается, что краху советского общества предшествовал нарастающий кризис высокой советской морали. Культурные коллективные практики, основанные на ограниченной этике добродетели, успешно функционировали на периферии позднесоветской морали. Слом советской идеологии привел к тому, что за неимением альтернативы социальная регуляция начала опираться на ценности, предназначенные для воспроизводства локальных сообществ. Растущее противоречие между ограниченными ценностями новых сословий/корпораций и необходимостью выработки универсальных ценностей для большого общества в настоящее время составляет ключевую проблему идеологической легитимации российского политического порядка.
https://changing-sp.com/ojs/index.php/csp/article/view/131
3.
Андрей Якубовский опубликовал в "Неприкосновенном запасе", 2020, №3 по-чеховски краткую и содержательную рецензию на книгу Д. Давыдова, В. Мартьянова и Л. Фишмана "Рентное общество: в тени труда, капитала и демократии".
Почитать в ряду других рецензий этого номера «НЗ»
https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/131_nz_3_2020/article/22672/?fbclid=IwAR3kxrkn_NYNCfjbACGp3lIZ395RdQWmbNlcAX__2H0mGjzemhV46FIQBa4
4.
Кирилл Мельников, научный сотрудник отдела философии, подготовил колонку для Новой газеты (по материалам исследования неформальных сетей региональных элит в России).
https://novayagazeta.ru/articles/2020/10/15/87525-kafedra-goskormleniya?fbclid=IwAR1TI9XL2z2_OyPzFaZV4vbguQFLLkYy6E-b9wa2O2tAc-QwYGBwL6WxdqY