Степанова Елена Алексеевна, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, выступила 13 декабря 2023 г. с докладом по теме «Вера в эпоху плюрализма» на конференции с международным участием «Религиозные ценности в современном мире» (13-14 декабря 2023 г., Москва, Культурный центр «Покровские ворота»).
Аннотация доклада. В современном мире одним из наиболее острых является противоречие между институциональной религией и индивидуальной верой. В первом случае каждый верующий принимает определенные обязательства по согласию с догматическими принципами и ритуальными правилами, которые являются продуктом длительного и сложного исторического развития, становясь тем самым объектом подчинения и дисциплины. Что касается второго случая, то здесь каждый человек, независимо от того, придерживается ли он (она) какой-либо сложившейся религиозной системы или формулирует ее самостоятельно, как бы создает свою собственную религию. Сегодня люди могут самостоятельно конструировать и реконструировать индивидуальную религиозную идентичность, заимствуя ее элементы из различных, не обязательно взаимосвязанных традиций. Важно подчеркнуть, что при этом человек не зависит от внешних догматических авторитетов, а, по выражению английских социологов П. Хиласа и Л. Вудхеда, имеет "мужество стать собственным авторитетом". Другими словами, легитимация веры переходит от религиозных авторитетов как гарантов ее истинности к самим индивидам, которые несут ответственность за аутентичность собственных убеждений. Индивидуализация религии представляет собой тенденцию, проявляющуюся в различных формах, которая соотносится с другой явной тенденцией современного общества к сетевому обществу и горизонтальным социальным связям. Важнейшей проблемой современного плюралистического мира является проблема принятия "другого", которое возможно только при признании права другого на иное мнение и образ жизни, рассматриваемый как равноценный компонент жизни общества. В ситуации плюрализма особенно остро ощущается необходимость примирить, казалось бы, непримиримые вещи: приверженность истинности собственной веры (как институциональной, так и индивидуальной), и терпимость к истинности веры других людей. На современном этапе индивидуализации религии обладание единственной истиной, как и поддержание догматической чистоты системы верований, во многих случаях перестает быть самоцелью. Напротив, множественность религиозных систем, а также право каждого свободно исповедовать свою веру оказываются источником духовного развития людей. В этом случае примирение различных религиозных концепций и традиций воспринимается как норма и как средство познания как собственного религиозного опыта, так и опыта других людей. При этом подлинную ценность поискам истины не только в собственных глазах верующего, но и в глазах тех, с кем он (она) ведет диалог, придает искренность и личная приверженность. Следовательно, вступает в силу максима, которую сформулировал Ульрих Бек: «свобода моей религии – это свобода религии других людей». И наоборот, отказывая в этом праве другим людям, мы тем самым отказываем в нем себе.