Аннотация доклада.
В докладе предпринята попытка разрушить некоторые до сих пор живучие мифы о советской философии 1960–80-х гг. Первый миф, проповедуемой идеологами и партийной верхушкой ещё в указанные годы, гласит: вся советская философия – это «идейный монолит», что обусловлено тем, что все советские философы – верные сторонники марксизма-ленинизма и построения коммунизма. Второй миф, транслируемый в основном «либералами» позднеперестроечной эпохи гласит: советская философия, будучи «служанкой идеологии» и основой общеобязательной государственной идеологии, не была способна к какому бы то ни было творческому развитию, и поэтому в ней господствовали начётничество, схоластика и догматизм.
В противовес этим инсинуациям докладчик показывает, что подобные обвинения в той или иной мере относятся только к одной из многих «ипостасей» советской философии, а именно к т.н. официальному марксизма-ленинизму, «официозу». Другие формы существования философии в то время, которые, безусловно, в той или иной степени были связаны с «официозом», тем не менее, не были творческими импотентами и догматичными.
Это относится отчасти и к марксизму-ленинизму как учебной дисциплине, и к академической философии, и к неофициальному марксизму и даже к некоторым формам немарксистской философии. А нетрадиционные формы бытования философии в этот период в СССР – тема отдельного исследования.
Другой особенностью недогматической, творческой и многоликой советской философии были интереснейшие дискуссии по проблемам деятельности, идеального, диалектике субъекта и объекта, теории общественных формаций, сущности НТР, эпистемологии научного познания.
В итоге доклада делается вывод, что советская философия «брежневского» периода, взятая в целом, а не только со стороны официального марксизма-ленинизма, не была монолитной, и не застойной и догматической.