"Ученый профан" versus сановный иерократ: к проблеме возможности суверенного эпистемологического дискурса в политарном обществе
УДК 001: 165.9
Васечко В.Ю. "Ученый профан" versus сановный иерократ: к проблеме возможности суверенного эпистемологического дискурса в политарном обществе // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2018. № 3-4 (32-33). С. 105-115. DOI: 10.17506/dipi.2018.33.4.105115. список ВАК
Стремление некоего индивида к знанию ради самого знания выглядит для массы обычных людей как недопустимая роскошь, или чудачество, или снобизм. Однако именно благодаря тем, кто одержим жаждой познания и не довольствуется наличным массивом эмпирической и теоретической информации, прогрессируют, в конечном счете, и наука, и общество, и культура. К факторам, лимитирующим свободное исследование Природы и Космоса в политарных социумах (Древние Египет и Вавилон, древние и средневековые Индия и Китай, средневековые арабо-мусульманские государства), относятся господствующая сакральная картина мира и вполне земные интересы клира, стоящего на ее страже. "Ученые профаны" (астрономы, механики, математики, врачи и т. д.) вынуждены заниматься своей профессиональной деятельностью в условиях мощного и жесткого сопротивления хорошо сплоченной иерократии. Эпистемологический дискурс в политарном обществе оказывается возможным, в частности, благодаря свободному диалогу между учеными и через преодоление монологического, догматического стиля мышления, навязываемого правящей иерархией и консервативными социальными структурами.
The desire ofthe individual to the knowledge forthe sake of knowledge looks for the masses of ordinary people asinvalid luxury, or crankiness or snobbery. However, precisely because of those who are obsessed with a thirst for knowledge and not content with cash array of empirical and theoretical information, progress eventually science, society and culture. Factors limiting the free exploration of nature and the cosmosin politary societies (ancient Egypt and Babylon, ancient and medieval India and China, medieval Arab-Muslim States), are the dominant sacred worldview and earthly interests of the clergy standing on its guard. “Scientists laymen” (astronomers, engineers, mathematicians, physicians, etc.) are forced to practice their profession in conditions of strong and hard resistance of good cohesive hierocracy. Epistemological discourse in politary society is possible, in particular, through a free dialogue between scientists and through bridging monological, dogmatic thinking style imposed by the ruling hierarchy and conservative social structures.
политаризм, ученый, профанное, сакральное, диалогичность, монологичность, эпистемологический дискурс
politarism,scientist, the layman, the sacred, dialogicality, monologicality, epistemological discourse