Результаты фундаментальных исследований отдела за 2023 год
В 2023 году отдел вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
5.1. Философия
Изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике:
Рекомендовано к печати учебное пособие «Немецкая классическая философия: проблемы религии, церкви и христианства», написанное на основе спецкурса, на протяжении ряда лет читавшегося студентам философского факультета. В нём рассматриваются рационалистические концепции И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля в плане интерпретации ими религии и церкви (в первую очередь, протестантской версии христианства), раскрыта взаимосвязь философии религии немецкого классического идеализма конца XVIII – начала XIX в. с социально-исторической и конфессиональной обстановкой в Германии и особенностями мировоззрения и биографии конкретных мыслителей (Васечко В.Ю.);
Впервые дано точное табличное определение четырёх математически различных ценностных функций (от одной ценностной переменной), являющихся различными формально-аксиологическими значениями слова «закон» (а также слова «власть»), в двузначной алгебраической системе естественного права как формальной аксиологии; впервые построено дедуктивное доказательство логической непротиворечивости формальной мультимодальной аксиоматической теории Ф0, синтезирующей формальную аксиологию, универсальную эпистемологию и философскую онтологию (Лобовиков В.О.).
5.3. Юридические науки
Взаимодействие публичного и частного правового регулирования:
Раскрыта правовая природа предпринимательского договора с точки зрения его отраслевой принадлежности (одноотраслевой гражданско-правовой или многоотраслевой с обязательным включением гражданско-правовой части), а также типовой принадлежности (может входить в состав большинства существующих типов или быть нетипизированным – смешанным, комплексным и комбинированным) (Казанцев М.Ф);
Проанализирована эволюция правового регулирования банкротства ИП, его нормативно закреплённых критериев и правовых последствий в России и ряде европейских государств, сделан вывод о специфике цели нормативного регулирования банкротства ИП в современных условиях, особенностях правового статуса ИП как участников данной процедуры, необходимости совершенствования законодательства, включая развитие досудебного урегулирования задолженности и установление обязанности погашения оставшейся части долга и после завершения процедуры – освобождение от неё представляется возможным при соблюдении определённых условий. Далее, обосновано, что в предмет конкурентного права должны входить отношения не только по защите конкуренции (восстановлению нормального состояния), но и по её обеспечению, а потому целесообразно вести речь о самостоятельном институте, включающем положения как направленные на общую поддержку конкуренции, так и касающиеся особенностей её обеспечения и развития в отдельных сферах экономики, предложены меры развития соответствующего частного правоприменения в России, в том числе с использованием зарубежного опыта. Также изучены влияние вертикальных соглашений на конкуренцию и практика применения норм антимонопольного законодательства в отношении них в США и европейских странах, установлено, что решение вопроса об их допустимости зависит от того, доказаны ли и насколько существенны их ограничивающие конкуренцию последствия в конкретном случае (Истомин В.Г.).
Повышение роли государства как регулятора интеграционных и модернизационных процессов с учётом национальных интересов, исторических и культурных традиций:
Выявлено, что внешняя трудовая миграция заключает в себе социальные риски, связанные с преступными деяниями, совершаемыми самими мигрантами и в отношении них, дана классификация личностей мигрантов, на основе которой предполагается осуществлять дифференцированное социально-правовое регулирование отношений, связанных с этой категорией населения, выявлены причины миграции, непосредственно влияющие на личностные черты и особенности мигрантов. Обоснован дифференцированный подход к миграционным потокам из развитых и развивающихся стран, квалифицированным и неквалифицированным мигрантам, для каждого криминологического типа предложен перечень мероприятий по повышению эффективности адаптации и интеграции, минимизации уровня виктимности и криминальных рисков (Корсаков К.В.).
Совершенствование правового регулирования в целях оптимизации административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти:
Сделан вывод о необходимости переориентации законодательного подхода к мониторингу в системе стратегического планирования: выявлены такие проблемы его осуществления, как отсутствие или недостаточность регламентации методики и процедур, корреляции показателей мониторинга с показателями документов стратегического планирования и заявленными в них целями госполитики, низкая эффективность используемых систем показателей, отсутствие открытости, непрерывности на всех этапах госуправления, координации по вопросам осуществления мониторинга и корректировки документов по его итогам. Текущее регулирование мониторинга сориентировано на оценку реализации документов стратегического планирования при наличии гораздо больших горизонтов применения – он может быть источником информации для составления этих документов и изменения их регулирующего воздействия. Выделен ряд признаков институционализации мониторинга, включая законодательное закрепление основных элементов его правовой модели (субъекта, объекта, процедур, средств, приёмов осуществления, форм представления результатов), его регламентацию значительным массивом норм, содержащихся в посвящённых стратегическому планированию актах органов власти всех уровней, наличие отдельных актов, регулирующих реализацию отдельных документов стратегического планирования (Руденко В.В.).