Дескрипторы социокультурной оценки сельских территорий и деятельность Фонда Президентских грантов по развитию социокультурного пространства сельской местности
УДК 373
Горбушов А.А. Дескрипторы социокультурной оценки сельских территорий и деятельность Фонда Президентских грантов по развитию социокультурного пространства сельской местности // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12. № 2 (47). DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-6. список ВАК
Введение. В статье исследуется проблема формирования социокультурной среды в сельской местности при непосредственном участии в этом процессе сельской школы и некоммерческих организаций (НКО). Современная ситуация образования на селе оценивается с помощью традиционных методов оценки образовательных организаций, и, соответственно, применяемые подходы к системе образования на селе ведут к необходимости развития тех или иных направлений деятельности сельской школы и социально-экономических составляющих жизни и деятельности населенного пункта, то есть программы развития села и сельской школы реализуются на основании традиционной оценки. В этой связи в новых социально-экономических и политических условиях развития образования и социально-экономического сектора на селе есть необходимость понять настоящие требования к системе образования в сельской местности России и рассмотреть существующие меры поддержки со стороны НКО. Цель статьи - обосновать необходимость применения социокультурной оценки образовательных организаций в сельской местности России и дать анализ существующей деятельности НКО по формированию социокультурного пространства сельской школы. Полученные результаты могут быть использованы для оценки социокультурной составляющей сельской территории, для выбора оптимальной стратегии развития сельской школы, для решения вопроса о сохранении или ликвидации образовательных организаций в сельской местности, а также для качественного решения вопроса о выделении грантов на развитие сельской местности России.
Материалы и методы. Основным методом исследования является контентный и контекстный сплошной анализ текста работ, представленных на конкурс «Моя малая Родина» в номинации «Деревня моей мечты - деревня будущего» и заявок победителей конкурса Фонда Президентских грантов по грантовому направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» при помощи метода социокультурной оценки образовательных организаций, разработанного и опубликованного нами ранее.
Результаты исследования. Выделены дескрипторы, реализация которых будет способствовать повышению уровня критериев социокультурной целесообразности образовательного учреждения на селе и, как следствие, формированию необходимой социокультурной ситуации на селе. Работа с дескрипторами позволит нивелировать сложившуюся социокультурную и экономическую ситуации в сельской местности России или будет способствовать ее улучшению. Сделан анализ деятельности Фонда Президентских грантов по грантовому направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» по итогам начала 2023 года.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование доказало работоспособность дескрипторов и критериев социокультурной оценки для выявления потребностей образовательных организаций и жителей в сельской местности России. В ходе исследования было установлено, что настоящая деятельность Фонда Президентских грантов посредством деятельности НКО в незначительной степени содействует поддержке проектов в области науки, образования, просвещения в сельской местности России. Данное исследование может быть полезным органам федерального, регионального и местного управления, в том числе образованием, для мониторинга текущей ситуации в сельской местности России и принятия соответствующих административных решений.
Introduction. The article examines the problem of the formation of a socio-cultural environment in rural areas with the direct participation of rural schools and non-profit organizations (NGOs) in this process. The current situation of education in rural areas is assessed using traditional methods of assessing educational organizations and, accordingly, the approaches applied to the education system in rural areas lead to the need to develop certain areas of rural school activity and socio-economic components of life and activity of the settlement, that is, rural and rural school development programs are implemented on the basis of traditional assessment. In this regard, in the new socio-economic and political conditions of the development of education and the socio-economic sector in rural areas, there is a need to understand the current requirements for the education system in rural areas of Russia and consider existing support measures from NGOs. The purpose of the article is to substantiate the need for the use of socio-cultural assessment of education.
Materials and Methods. The main method of research is a content and contextual continuous analysis of the text of the works submitted to the contest "My little Homeland" in the nomination "Village of my dreams - village of the future" and applications of the winners of the Presidential Grants Fund competition in the grant direction "Support of projects in the field of science, education, enlightenment" using the method of socio-cultural assessment of educational organizations, developed and published by us earlier.
Results. Descriptors have been identified, the implementation of which will contribute to raising the level of criteria for the socio-cultural expediency of an educational institution in rural areas and, as a result, contribute to the formation of the necessary socio-cultural situation in rural areas. Working with descriptors will allow leveling or will contribute to improving the current socio-cultural and economic situation in rural areas of Russia. The analysis of the activities of the Presidential Grants Fund in the grant direction "Support of projects in the field of science, education, enlightenment" according to the results of the beginning of 2023 is made.
Discussion and Conclusions. The conducted research proved the operability of descriptors and criteria of socio-cultural assessment to identify the needs of educational organizations and residents in rural areas of Russia. In the course of the study, it was found that the current activities of the Presidential Grants Fund through the activities of NGOs contribute to the support of projects in the field of science, education, and enlightenment in rural areas of Russia to a small extent. This study may be useful to federal, regional and local government bodies, including education, for monitoring the current situation in rural areas of Russia and making appropriate administrative decisions.
сельская школа, сельские территории, дескрипторы социокультурной оценки, критерии социокультурной оценки
rural school, rural territories, descriptors of socio-cultural assessment, criteria of sociocultural assessment