Биричева Е.В. Онтология раннего детства в трудах В.В. Бибихина // Философия образования. 2023. Т. 23. № 3. С. 71-90. DOI: 10.15372/PHE20230305. список ВАК
Введение. Современное многообразие трактовок мыслительной и социальной «(не)полноценности» ребенка в различных педагогических концепциях актуализирует потребность осмысления на онтологическом уровне детства как противоречивого, но целостного феномена. Такой фундаментальный разбор природы детства и взросления пронизывает работы отечественного философа В. В. Бибихина. Тематика этой области представлена в его трудах фрагментарно, преимущественно в форме заметок и примеров, сопутствующих обсуждению других онтологических вопросов человеческого бытия и мышления.
Методология. Качественный контент-анализ позволил выделить в различных произведениях В. В. Бибихина фрагменты, где он обращается к феноменам детства и взросления. С помощью систематизации эти данные обобщались и обрабатывались путем интерпретации, комментирования с элементами герменевтического анализа.
Обсуждение. На богатом эмпирическом материале раскрываются особенности развития ребенка через трансформацию его отношения к миру, словам и событиям, возможному и действительному, себе и Другому. В статье систематизированы взгляды В. В. Бибихина на взросление: через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребенок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам. Имея природную тягу к выражению самоощущения, он сначала в форме лепетных «монологов» дает отчет о захватывающих его изменениях в окружающем мире и собственном состоянии. Развиваются событийное ви́дение и целостное оценивание ситуации по принципам «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «то - не то». Взрослый язык усваивается путем переработки уже имеющейся способности к именованию благодаря постоянному примериванию на себя ролей, «вживанию» во все окружающие предметы и явления. Непрерывное разыгрывание ситуаций и активное освоение пространства воображаемого подготавливают открытие «перспективы первого лица».
Заключение. Так устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), на основании осознания самотождественности в первых актах рефлексии.
Introduction. Contemporary psychological and pedagogical concepts tend to interpret in various ways mental and social “(in)adequacy” of the child. At the ontological level, this situation actualizes the need for understanding childhood as a contradictory but holistic phenomenon. Such a fundamental analysis of the nature of childhood and growing up permeates the works of the Russian philosopher V. V. Bibikhin. However, the thematization of this area seems to be presented in his works rather fragmentarily, mainly in the form of notes and examples accompanying the discussion of other ontological issues of human being and thinking.
Methodology. Examining various works of this thinker, the qualitative content analysis helped in identifying fragments that refer to the phenomena of childhood and growing up. By means of systematization, these data were generalized and represented through interpretation, commenting with elements of hermeneutic analysis.
Discussion. Using rich empirical material, Bibikhin shows the features of a child's development through the transformation of his/her attitude to the world, words and events, the possible and the real, him-/herself and the Other. It is in this vein that the article systematizes the thinker's views on growing up - through consideration of what the baby gains, loses and transforms at each stage in relation to the designated ontological phenomena. Having a natural inclination to express self-perception, child at first, in the form of babbling “monologues”, gives an account of the exciting changes in the world around him/her and his/her own state. An event vision and a holistic assessment of the situation are developing according to the principles of “like - dislike”, “good - bad”, “this - not that”. An adult language is acquired by processing the already existing ability to name thanks to the constant trying on roles, “getting used to” all the surrounding objects, creatures, phenomena. Continuous role-playing of situations and active development of the space of the imaginary prepare the opening of the “perspective of the grammatical first person”.
Conclusion. This is how the proper human perception system tends to be established, built on the category of difference (or boundary), based on the awareness of self-identity in the first acts of reflection.