Биричева Е.В. Экзистенциальный смысл доверия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39. № 1. С. 4-17. DOI: 10.21638/spbu17.2023.101. список ВАК
Изучая кризис доверия в современном обществе, исследователи в области социально-гуманитарных наук отталкиваются от различных определений данной категории, что затрудняет сопоставление результатов и четкое понимание сущности феномена. В связи с этим поиск фундаментального смысла доверия представляется актуальной задачей. Однако при обращении к философской литературе было обнаружено, что на протяжении истории мысли этой категорией пользовались как самопонятной, разбирая феномены либо противоположные (ложь и обман), либо смежные, но нетождественные (вера, верность, уверенность и т. п.). Целесообразно было вести данное исследование на онтологическом уровне, задействуя герменевтический и экзистенциальный методы анализа, в результате которых удалось, с одной стороны, показать отношения доверия с этимологически родственной истиной, а с другой - понять его природу и сформулировать определение, отражающее его базовый смысл. Доверие открывает человека истине (от всего отдельной, потому не обеспеченной в словах или поступках), поэтому оно было обозначено в качестве «переключателя» в режим открытости ее свету, который не меняет ни слова, ни положение вещей, но позволяет проверять собственные конструкты на ложность и непродуктивность. В этом ключе доверие исследовано не как характеристика отношения к другим: базовый фон любого отношения - открытие себя «уровню» правды как полноты реальности, ее подлинности. В этом свете на актуальных в текущей ситуации примерах были продемонстрированы экзистенциальные аспекты доверия, исследована специфика страхов, побуждающих к недоверию, а также сформулированы некоторые рекомендации по преодолению этих страхов и построению максимально надежных, неконфликтных, доверительных отношений.
Investigating the lack of trust in the contemporary society, researchers tend to use various definitions of trust in their social and cultural studies. Hence difficult is to compare the results of such surveys and to understand the essence of the studied phenomenon clearly. In this regard, the search for the fundamental sense of trust seems to be an urgent task. However, philosophical literature allows to conclude that the category was used as something obvious throughout the history of thought. Philosophers appeared to focus on analyzing phenomena either opposite (lie and deceit), or related but not identical (faith, fidelity, certainty, etc.). Thus, this study is reasonable at the ontological level, using hermeneutic and existential analysis, as a result of which, on one hand, it is possible to show the relation between trust and etymologically related truth, and, on the other hand, to understand its nature and to formulate a definition that reflects it’s basic sense. Trust is designated as a “switch” into the mode of openness to the light of truth, which does not change either words or state of affairs, but allows to check our own constructs for falsity and unproductiveness. Therefore, trust is offered to be studied not as a characteristic of the relationship to others: the basic background of any relationship is found to be the opening of human being to the “level” of truth as the full scale of reality. In this light, the article demonstrates the existential aspects of trust giving examples of life situations and investigates fears that lead to mistrust. Some recommendations are also formulated for overcoming these fears and for building the most reliable, non-conflict, trustworthy relationships.
доверие, понятие доверия, истина, правда, ложь, обман, открытость, проверка, страх, экзистенциально-феноменологический подход
trust, notion of trust, truth, verity, lie, deceit, openness, check, fear, existentialphenomenological approach