В 2024 году сектор вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
Тема НИР: Политическая философия в меняющемся мире, современные политические теории и методология политической науки (FUWZ-2024-0004)
Руководитель темы НИР: зав. отделом философии Русакова О.Ф.
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований: 5.4.1. Политология
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований: 5.4.1.1. Морально-политическая регуляция современных обществ в национальном и глобальном аспекте
Тематическая рубрика ГРНТИ 11.01.11. «Современное состояние и перспективы научных исследований в области политических наук»:
Проанализирована проблема формирования социокультурной среды в сельской местности при непосредственном участии в этом процессе сельской школы и НКО, сформулирована и обоснована необходимость применения социокультурной оценки образовательных организаций в сельской местности России по причине неэффективности традиционных методов. Полученные результаты могут быть использованы для выбора оптимальной стратегии развития сельской школы, решения вопросов выделения грантов на развитие сельской местности и сохранения/ликвидации образовательных организаций в сельской местности (Горбушов А. А.).
Тематическая рубрика ГРНТИ 11.01.61. «Политические науки и философия»:
Исследована правомерность экстраполяции на искусственные интеллектуальные системы (ИИС) смысла феноменов, характерных для живых существ («способность», «обучаемость», «принятие решений» и т.п.); с помощью феноменологического подхода раскрыто содержание понятия «опыт», его структура и специфика его получения живыми существами, прояснены его сущностные черты и исследованы его многомерные связи с практикой, памятью, воображением, волей, постановкой и достижением целей.; разобраны конкретные примеры, помогающие оценить аналоги данных компонентов для искусственных агентов и систематизировать проблемы, возникающие при дальнейшем совершенствовании ИИС; сделан вывод, что понятие опыта в строгом смысле слова неприменимо к ныне функционирующим «слабым/узким» ИИ, тем не менее, возможность моделирования данного феномена открыта в рамках будущих разработок «сильного/общего» ИИ (Биричева Е.В.);
В качестве специфического проявления особенностей развития русской философии войны в начале ХХ века исследован пример футуристической оперы «Победа на Солнцем»: на примере деконструкции концептуального содержания её декораций и костюмов показано, что практика философствования о войне в контексте русской культуры не сводилась к объективации в текстах, а может рассматриваться намного шире; таким образом, самобытность русской философии войны дореволюционного периода может быть обоснована результатами междисциплинарных гуманитарных исследований с включением этих результатов в корпус источников для историко-философской работы (Луньков А.С.).
Ожидаемый результат реализации ПФНИ в рамках темы НИР «Факторы и закономерности морально-политической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте»:
Изучена проблема добросовестности ученого как фактор моральной регуляции общества в целом и научного сообщества в частности, систематизированы представления об этических аспектах научных исследований и проявлениях добросовестности ученого; проанализированы потенциальные этические дилеммы с точки зрения разных этических концепций - утилитаризма, аретологии, деонтологии; сделан вывод о наибольшей продуктивности понимания добросовестности как способности к «внутреннему диалогу», на основании которого человек стремится к максимальному согласованию себя и мира в горизонте предельно возможного – выбор наилучшего, таким образом, не может иметь заранее готовых схем, предполагает «примеривание» к каждый-раз-уникальной ситуации в опоре на критическое и творческое мышление. Предложены эффективные методы формирования добросовестности ученого в процессе подготовки кадров высшей квалификации, основанные на материале переживания, рефлексии и самостоятельного решения конкретных ситуаций (Биричева Е.В.);
Изучены подходы к комплексному развитию сельской школы России как интегрирующего сельскую территорию учреждения, способствующего реализации образовательной политики РФ и целей национальных проектов – с включением в процессы воспитания и образования местного сообщества, предприятий и организаций; выявлена роль в этих процессах некоммерческих организаций (НКО) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) – они создают элемент взаимодействия между участниками системы образования России, помогают реализовывать федеральные, региональные и территориальные проекты (Горбушов А.В.).