Результаты фундаментальных исследований сектора за 2023 год
В 2023 году сектор вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
5.1 Философия
Философское обоснование цивилизационной безопасности Российской Федерации, опирающейся на долговременную стратегию развития собственного цивилизационного проекта и разработку проекта глобализации как всечеловеческого содружества культур:
Дана периодизация генезиса сельской школы России по настоящее время, обосновано качественное отличие периодов и этапов друг от друга, показано, что они связаны с определёнными социокультурными и иными изменениями в среде, выявлены качественные характеристики сельской школы настоящего времени, которые помогут понять её социокультурное своеобразие (Горбушов А.А.).
Изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике:
Исследован феномен машины и машинизма как мировоззренческой установки и философского направления, на основе анализа современных изобретений в области генеративного искусственного интеллекта сформулирован концепт «неклассической машины», позволяющий обратить внимание на фактор вероятности и неоднозначности как элемент механизма и являющийся инструментом более дифференцированного анализа приобретений и угроз, связанных с углубляющейся интеграцией умных машин в повседневность человека. Продолжено развитие философской футурологии, исследующей компетенции различных футуральных проектов: рассмотрены футурологический потенциал трансгуманизма и базовое желание «культурного бессознательного», на основе анализа топоса киборга в киноискусстве, геймдизайне и т.п. и его философского концепта сделан вывод, что постулируемые глобализмом перспективы развития общества противоречат собственному выбору как западно-европейской, так и азиатской культуры (по разным основаниям), а трансгуманистический вариант связи человека и машины (компьютера) не является собственными интенциями человечества, хотя как таковая эта связь, действительно, выступает базовой футуральной интенцией современной культуры. Создана оригинальная концепция дизайна реальности, которая выявляет основания утопических решений в отношении будущего и анализирует возможности такого союза техники (компьютерных технологий) и человека, в котором развитие машины работало бы на развитие природы человека. Благодаря различению понятий «виртуал» и «виртус» в контексте общекультурной заинтересованности в теме виртуальной реальности получила развитие экспериментальная онтология (Оболкина С.В.);
Проведён контент-анализ произведений В.В. Бибихина, в которых представлена рефлексия феноменов детства и взросления, систематизированы взгляды В.В. Бибихина на взросление - через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребёнок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам, изучено, как устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), осознании самотождественности в первых актах рефлексии. Также изучена дискуссия о кризисе доверия в современном обществе, обнаружено, что на протяжении истории мысли этой категорией пользовались как самопонятной, разбирая феномены либо противоположные (ложь и обман), либо смежные, но нетождественные (вера, верность, уверенность и т. п.). Показаны отношения доверия с этимологически родственной истиной, распознана его природа и сформулировано определение, отражающее его базовый смысл: поскольку доверие открывает человека истине (от всего отдельной, не обеспеченной в словах или поступках), оно обозначено как «переключатель» в режим открытости её свету, который не меняет ни слова, ни положение вещей, но позволяет проверять собственные конструкты на ложность и непродуктивность. На актуальных примерах продемонстрированы экзистенциальные аспекты доверия, исследована специфика страхов, побуждающих к недоверию, сформулированы некоторые рекомендации по преодолению этих страхов и построению максимально надёжных, неконфликтных, доверительных отношений (Биричева Е.В.).
5.4 Политические науки
Расширение компаративистских исследований и разработка исторических аспектов политических процессов:
Исследован дискурс постконфликтных проектов человека, появившихся или трансформировавшихся по итогам Второй мировой войны, выявлено, что, с точки зрения создания желаемого будущего, дети и молодёжь - наиболее важный материал для субъектов и институтов проектирования человека, проанализированы изменения в деятельности пионерских организаций СССР, ГДР и Югославии; отмечено, что проводимые в Советском Союзе реформы затронули и другие страны соцлагеря. Пионерское самоуправление всё больше подчинялось школе как институту воспитания, на смену юному революционному борцу и герою-подпольщику пришёл прилежный ученик и помощник взрослых; пионерская организация ГДР («тельмановцы») стремилась к формированию миролюбивой, коллективистской личности, большое внимание уделялось преодолению опыта войны и участия в нацистских детских организациях; Союз пионеров Югославии («пионеры Тито») ориентировался на общее для соцлагеря направление работы с детьми, однако именно в этой стране наиболее ярко проявилась тенденция к демилитаризации пионерского движения, которое стало рассматриваться как институт организации досуга и воспитания в миролюбивом ключе (Луньков А.С.).
Изучение политических медиакоммуникаций в условиях цифрового общества:
Проведён анализ 1500 исторических справок и 1400 сайтов действующих сельских школ, 150 районных управлений образованием для понимания истории сельской школы и её социокультурной деятельности в настоящее время, выявлен компонент информационного наполнения сайтов сельских школ, касающийся формирования социокультурного пространства территории и знаний об историко-культурном развитии и наследии местности, выработаны рекомендации по развитию информационно-коммуникационного компонента сайтов школ и управлений образованием, связанного с формированием социокультурного пространства сельских территорий России, культурой населения и историей, передачей и сохранением традиций (Горбушов А.А.).