2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007
Историческая справка
Кадровый состав института
Основные направления научных исследований
Дирекция
Ученый совет
Совет молодых ученых
Сотрудники
Локальные  акты
Вспомогательные подразделения института
Контактная информация
Наука и университеты
Статус (главное)
Биография (в основных датах)
Биография (в избранных фотографиях)
Библиография (в избранных произведениях)
Литература и фильмы о С.С. Алексееве  (краткий библиографический список)
Признание и память (отдельные события и факты)
Мероприятия к 100-летию
Отдел права
Отдел философии
Удмуртский филиал по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства
Лаборатория социально-политических коммуникаций
Сектор теоретической лингвистики и академических коммуникаций
Сектор истории и философии науки
Кафедра философии
Кафедра иностранных языков
Объявления
Информация для поступающих в аспирантуру
Информация для аспирантов
Кандидатские экзамены
Нормативно-правовая база подготовки научно-педагогических кадров РФ
Нормативно-распорядительные документы ИФиП УрО РАН
Научно-педагогический состав
Список аспирантов
Личный кабинет
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прочие документы
Планируемые и проведенные в Институте
Конференции по направлениям
Поиск по конференциям
Планируемые и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Проведенные в 2018 году
Проведенные в 2017 году и ранее
Доклады наших сотрудников
Полезные ссылки
Семинары по направлениям
Поиск по докладчикам
Поиск по семинарам
Планируемые семинары
Ближайшие и проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 и ранее
2024
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024  Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2024 Вып. 24
2023 Вып. 23
2022 Вып. 22
2021 Вып. 21
2020 Вып. 20
2019 Вып. 19
2018 Вып. 18
2017 Вып. 17
2016 Вып. 16
2015 Вып. 15
2014 Вып. 14
2013 Вып. 13
2012 Вып. 11-12
2010 Вып. 9-10
2009 Вып. 8
2007 Вып.7
2006 Вып. 6
2005 Вып. 5
2004 Вып. 4
2003 Вып. 3
2002 Вып. 2
2001 Вып. 1
О библиотеке
Поиск поступлений
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 и ранее
Система электронных библиотек (ИФП)
Издательства
Журналы
Другие библиотеки
Научные фонды
 
 Научные подразделения / Сектор истории и философии науки / Результаты фундаментальных исследований сектора за 2023 год  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
 
О секторе
Сотрудники
Направления научных исследований
Публикации
Научные связи
Мероприятия

Результаты фундаментальных исследований сектора за 2023 год

В 2023 году сектор вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).


5.1 Философия



  • Философское обоснование цивилизационной безопасности Российской Федерации, опирающейся на долговременную стратегию развития собственного цивилизационного проекта и разработку проекта глобализации как всечеловеческого содружества культур:


Дана периодизация генезиса сельской школы России по настоящее время, обосновано качественное отличие периодов и этапов друг от друга, показано, что они связаны с определёнными социокультурными и иными изменениями в среде, выявлены качественные характеристики сельской школы настоящего времени, которые помогут понять её социокультурное своеобразие (Горбушов А.А.).


  • Изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике:


Исследован феномен машины и машинизма как мировоззренческой установки и философского направления, на основе анализа современных изобретений в области генеративного искусственного интеллекта сформулирован концепт «неклассической машины», позволяющий обратить внимание на фактор вероятности и неоднозначности как элемент механизма и являющийся инструментом более дифференцированного анализа приобретений и угроз, связанных с углубляющейся интеграцией умных машин в повседневность человека. Продолжено развитие философской футурологии, исследующей компетенции различных футуральных проектов: рассмотрены футурологический потенциал трансгуманизма и базовое желание «культурного бессознательного», на основе анализа топоса киборга в киноискусстве, геймдизайне и т.п. и его философского концепта сделан вывод, что постулируемые глобализмом перспективы развития общества противоречат собственному выбору как западно-европейской, так и азиатской культуры (по разным основаниям), а трансгуманистический вариант связи человека и машины (компьютера) не является собственными интенциями человечества, хотя как таковая эта связь, действительно, выступает базовой футуральной интенцией современной культуры. Создана оригинальная концепция дизайна реальности, которая выявляет основания утопических решений в отношении будущего и анализирует возможности такого союза техники (компьютерных технологий) и человека, в котором развитие машины работало бы на развитие природы человека. Благодаря различению понятий «виртуал» и «виртус» в контексте общекультурной заинтересованности в теме виртуальной реальности получила развитие экспериментальная онтология (Оболкина С.В.);

Проведён контент-анализ произведений В.В. Бибихина, в которых представлена рефлексия феноменов детства и взросления, систематизированы взгляды В.В. Бибихина на взросление - через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребёнок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам, изучено, как устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), осознании самотождественности в первых актах рефлексии. Также изучена дискуссия о кризисе доверия в современном обществе, обнаружено, что на протяжении истории мысли этой категорией пользовались как самопонятной, разбирая феномены либо противоположные (ложь и обман), либо смежные, но нетождественные (вера, верность, уверенность и т. п.). Показаны отношения доверия с этимологически родственной истиной, распознана его природа и сформулировано определение, отражающее его базовый смысл: поскольку доверие открывает человека истине (от всего отдельной, не обеспеченной в словах или поступках), оно обозначено как «переключатель» в режим открытости её свету, который не меняет ни слова, ни положение вещей, но позволяет проверять собственные конструкты на ложность и непродуктивность. На актуальных примерах продемонстрированы экзистенциальные аспекты доверия, исследована специфика страхов, побуждающих к недоверию, сформулированы некоторые рекомендации по преодолению этих страхов и построению максимально надёжных, неконфликтных, доверительных отношений (Биричева Е.В.).

5.4 Политические науки



  • Расширение компаративистских исследований и разработка исторических аспектов политических процессов:


Исследован дискурс постконфликтных проектов человека, появившихся или трансформировавшихся по итогам Второй мировой войны, выявлено, что, с точки зрения создания желаемого будущего, дети и молодёжь - наиболее важный материал для субъектов и институтов проектирования человека, проанализированы изменения в деятельности пионерских организаций СССР, ГДР и Югославии; отмечено, что проводимые в Советском Союзе реформы затронули и другие страны соцлагеря. Пионерское самоуправление всё больше подчинялось школе как институту воспитания, на смену юному революционному борцу и герою-подпольщику пришёл прилежный ученик и помощник взрослых; пионерская организация ГДР («тельмановцы») стремилась к формированию миролюбивой, коллективистской личности, большое внимание уделялось преодолению опыта войны и участия в нацистских детских организациях; Союз пионеров Югославии («пионеры Тито») ориентировался на общее для соцлагеря направление работы с детьми, однако именно в этой стране наиболее ярко проявилась тенденция к демилитаризации пионерского движения, которое стало рассматриваться как институт организации досуга и воспитания в миролюбивом ключе (Луньков А.С.).


  • Изучение политических медиакоммуникаций в условиях цифрового общества:


Проведён анализ 1500 исторических справок и 1400 сайтов действующих сельских школ, 150 районных управлений образованием для понимания истории сельской школы и её социокультурной деятельности в настоящее время, выявлен компонент информационного наполнения сайтов сельских школ, касающийся формирования социокультурного пространства территории и знаний об историко-культурном развитии и наследии местности, выработаны рекомендации по развитию информационно-коммуникационного компонента сайтов школ и управлений образованием, связанного с формированием социокультурного пространства сельских территорий России, культурой населения и историей, передачей и сохранением традиций (Горбушов А.А.).

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы и стихи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2006-2024
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА УрО РАН