Результаты фундаментальных исследований сектора за 2022 год
В 2022 году сектор вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
5.1 Философия
Исследовано становление научного дискурса, контекстом которого выступает исторически конкретная ситуация коммуникативной солидарности и конкуренции людей в познании окружающей действительности; ключевую роль в этом играет математическое знание, некоторые элементы которого долгое время были связаны с герметическим комплексом представлений; эпоха романтизма характеризуется расцветом натурфилософии герметического плана, в контексте которого формируется особый стиль мышления, позволивший оформиться научному дискурсу. Далее, на основе представлений о презентативном языке (недискурсивных знаковых системах) и конкретно цифровой образности изучены перспективы восприятия «невозможного», сделано предположение о прагматическом измерении данной коммуникативной ситуации, связанным с возможностью формирования новых условий понятности опыта; аргументировано представление об онтологическом «апгрейде» посредством цифрового творчества. Продукты геймдизайна рассмотрены в качестве модельной ситуации контакта с «невозможной реальностью»: анализируется потенциал игровых миров в качестве «наращивания» условий понятности опыта, и на основе разработок 4D Toys и Miegakure исследованы онтологические ресурсы визуализаций четырёхмерной пространственности, активности в условиях нелинейности и неевклидовых геометрий. Также проведён анализ топоса и концепта Киборга и их сопоставление: философская рефлексия позволяет расширить интерпретацию Киборга, не ограничивая её тавтологическим смыслом комплементации человека и машины. Разработан рефлексивный подход к этой значимой фигуре медиареальности и её футурологическому потенциалу (Оболкина С.В.);
Проведён экзистенциально-феноменологический анализ обиды, на конкретных примерах разобраны её сходства с близкими переживаниями зависти, ненависти, ресентимента и т.п. и отличия от них, выделены её онтологические основания и противоположные феномены, в опоре на которые возможно преодоление данного разрушительного чувства (Биричева Е.В.);
В контексте влияния российской науки и философии на формирование направлений социально-гуманитарных исследований за рубежом изучено влияние взглядов П.А. Сорокина и Н.Н. Головина на становление социологии войны и мира в Европе в межвоенный период, выявлена преемственность взглядов этих мыслителей (в плане дискурса, методологического аппарата, формулировки проблем) с теоретическими установками французской социологии войны – полемологии – появившейся после Второй мировой войны (Луньков А.С.).
5.4. Политические науки
На примере СССР, Италии и Польши проанализирована практика организации в период Второй мировой войны высшего горного образования: показано, что в этот период оно являлось одним из самых технологически сложных направлений массового высшего образования и благодаря определённой элитарности выпускало отлично воспитанных в плане идеологии и мировоззрения специалистов, являлось одним из элементов сохранения национальной идентичности в период оккупации (Польша), чутко реагировало на патриотические (СССР) и экономические (СССР и Италия) запросы общества, что делало его одним из базовых для всей системы высшего образования (Луньков А.С.);
Рассмотрена проблема изучения института сельской школы как социокультурного феномена, определена пригодность методологического инструментария различных наук к исследованию его основных аспектов; показано, что анализ сельской школы с позиции единого методологического ориентира – социокультурного подхода – является определяющим в связи с её повсеместным распространением на территории РФ и значимостью для социально-экономического развития страны и её регионов. Посредством опроса, в котором приняли участие 5 602 граждан различных субъектов РФ, выявлено отношение респондентов к патриотическому воспитанию, сбережению здоровья обучающихся, доступности образовательных услуг, сохранению школьных традиций, социокультурной деятельности образовательных учреждений, привлечению молодых учителей и возможности их самореализации (Горбушов А.А.).