Фишман Л.Г. Модерн и традиция – ложное противостояние? // Философское осмысление историографических и перспективных задач современного публичного права. 2024. С. 53-63.
В статье показывается, что противостояние России и Запада часто осмысливается как противостояние Модерна и традиции. Однако в силу ряда причин из этого вытекает, что мы уступаем Западу монополию на Модерн, при этом оставаясь со вчерашней версией модерновых ценностей. В условиях, когда у нас нет собственного достаточно четко артикулированного понимания сущности Модерна, все это дезориентирует и в конечном счете является проигрышным в плане идеологической стратегии. Утверждается, что эта проигрышная стратегия проистекает из жесткого теоретического противопоставления Модерна и традиции. Доказывается, что более продуктивный подход заключается в рассмотрении Модерна как постоянно воспроизводящегося пространства альтернативности. Это пространство исторически вырастает из столкновения социально-политических субъектов, порожденных продуктами «цивилизации» (городом, государством, классами, сословиями, наукой, религией и пр.) и «общинами», архаическими общностями разного рода, которые отчасти приспосабливаются к давлению цивилизации, отчасти ему противостоят, уклоняются от него. Показано, что не существует весомых оснований для жесткого противопоставления Модерна и традиции.
Модерн не сводится ни к высокому модернизму, ни к деспотизму
рациональности и «цивилизации» и невозможен без того, что на-
зывается традицией в каждый конкретный исторический период.
В то же время то, что обычно называют традицией, не существует
вне связи с высоким модернизмом, с которым вместе они и состав-
ляют актуальный Модерн.
альтернативность, высокий модернизм, деспотизм, Модерн, прогресс, традиция, цивилизация