Стратегическое партнерство России и Китая в сфере образования как фактор роста мягкой силы ШОС и БРИКС
УДК 327.8
Русакова О.Ф., Кант Т.В. Стратегическое партнерство России и Китая в сфере образования как фактор роста мягкой силы ШОС и БРИКС // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 4. С. 60-81. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_4_60. список ВАК
Основные цели настоящей статьи – показать, что укрепление стратегического партнерства между Россией и Китаем в сфере образования выступает одним из инструментов роста мягкой силы таких межгосударственных объединений, как ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества) и БРИКС (межгосударственный альянс, сложившийся на базе объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики), сформулировать задачи, которые предстоит решать в ближайшее время в области развития данного направления деятельности. В рамках исследования рассмотрены базовые теоретико-методологические подходы к изучению мягкой силы в контексте вопросов развития российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере, проведен анализ основных рамочных документов ШОС и БРИКС, относящихся к области образования, к межгосударственным контактам в образовательной сфере, проанализирована деятельность в области академических обменов, образовательной интеграции, межуниверситетских программ, осуществляемая в рамках стратегических образовательных проектов ШОС и БРИКС, осуществлен анализ нового университетского рейтинга БРИКС, в основу которого положен проект «Миссия трех университетов». В качестве основных задач в области укрепления стратегического партнерства в образовательной сфере между государствами – членами ШОС и БРИКС нами выдвигаются следующие: 1) дальнейшее проведение теоретических исследований, направленных на разработку концепции общего роста образовательной мягкой силы государств-участников ШОС и БРИКС; 2) с учетом становления новой конфигурации мира, связанной с усилением конкурентной борьбы между странами коллективного Запада и сторонниками модели многополярного мира, следует обратить особое внимание на разработку альтернативных моделей рейтинга мягкой силы для государств ШОС и БРИКС; 3) одним из важнейших стратегических направлений координации деятельности ШОС и БРИКС должна стать работа по укреплению единой информационно-цифровой системы двух альянсов. Основными методологическими инструментами настоящего исследования являются: компаративный подход, аксиологический подход, метод контент-анализа, метод классификации и ранжирования, метод прогнозирования.
The primary objectives of this article are to demonstrate that strengthening of the strategic partnership between Russia and China in the field of education serves as a crucial instrument for enhancing the soft power of intergovernmental organizations such as the Shanghai Cooperation Organization (the SCO) and the BRICS alliance (comprising Brazil, Russia, India, China, and South Africa). This study formulates key tasks that need to be addressed in the near future; it examines basic theoretical approaches to studying soft power in Russian-Chinese educational cooperation, and framework documents from the SCO and BRICS covering both issues of education and intergovernmental relations. In addition to that, the study further investigates the activities related to academic exchanges, educational integration, and inter-university programs, implemented within strategic educational projects of both the SCO and BRICS; it carries out an analysis of a new university ranking initiated by BRICS, which is based on the "Mission of the Three Universities" project. The main tasks identified for strengthening the strategic partnership in the educational sphere between the SCO and BRICS members include: 1) the continuation of theoretical research aimed at developing a concept for enhancing the educational soft power of the SCO and BRICS member countries; 2) given the emergence of a new geopolitical landscape marked by intensified competition between "the collective West" and those advocating for a multipolar world, special attention should be given to developing alternative soft power rating models for the SCO and BRICS states; and 3) one of the primary strategic directions for coordinating the SCO and BRICS activities should be the establishment of a unified informational and digital system for both alliances. The methodologies employed in this research include a comparative approach, axiological approach, content analysis, classifi cation and ranking methods, and forecasting methods.
российско-китайское стратегическое партнерство, мягкая сила, образовательное пространство, ШОС, БРИКС, университеты ШОС и БРИКС, академические обмены, университетский рейтинг
Russian-Chinese strategic partnership, soft power, educational space, the SCO, BRICS, Universities of the SCO and BRICS, educational integration, academic exchanges, university ranking