Эмансипация против коммунизма: противоречия политической теории и практики левых в эпоху экспрессивного индивидуализма
Давыдов Д.А. Эмансипация против коммунизма: противоречия политической теории и практики левых в эпоху экспрессивного индивидуализма // Сборник научных статей по итогам конференции «Марксизм и современная цивилизация в России и Китае» - Третий международный форум «Основные проблемы современного марксизма в России» (г. Харбин, Китай, 19–22 августа 2024 г.). 2024. С. 27-48.
В статье проблематизируется двойственность идеи коммунизма. С одной стороны, коммунизм имплицитно или эксплицитно подразумевал движение к единству и братству. С другой стороны, социалистические/коммунистические проекты всегда были проектами прежде всего борьбы за свободу и равенство – борьбы с силами отчуждения, эксплуатации и угнетения. Если в первом случае обычно подчеркивается, что только ориентация на коллектив и общественное благо может воспитать истинно общественную личность, свободную от эгоизма и конкурентной борьбы, то во втором случае общество (социальная система, структура и т.д.) рассматривается как источник эксплуатации и угнетения. Показано, что долгое время эта двойственность нивелировалась универсализмом классовой борьбы: борясь за свободу от эксплуатации, пролетарии тем самым выполняли общечеловеческую миссию, то есть они должны были перестать быть пролетариями и стать частью глобального Человечества. Однако сегодня, по мере роста постматериалистических ценностей, левая политическая борьба все чаще фокусируется на перерождающихся в неразрешимые культурные войны политиках идентичности, представляя общество фактически вечным вместилищем сил угнетения, культурного присвоения, микроагрессии и тому подобного. В итоге автор выдвигает тезис о необходимости радикального переосмысления идеи коммунизма. Движение к воплощению коммунистических идеалов не обязательно рассматривать как нечто связанное прежде всего с эмансипацией. Коммунизм может иметь собственную сильную культурную программу, нацеленную на единство культурного пространства. Он может быть нацелен прежде всего на общественное благо и диалог. В таком случае коммунизм противостоит прежде всего силам индивидуализма (экспрессивного индивидуализма) и нарциссизма, которыми современная культура все больше и больше пропитывается.
*Статья подготовлена в рамках проекта РНФ 23-18-00427 «Социальная консолидация российского общества: механизмы ценностно-институционального обеспечения».