Прогрессизм против модерна. Чему противостоят российские традиционные ценности?
Давыдов Д.А. Прогрессизм против модерна. Чему противостоят российские традиционные ценности? // Partia. 2024. Т. 1. № 1. С. 50-69.
Статья посвящена поиску ответа на вопрос, чему противостоят российские традиционные ценности, утверждаемые в официальных документах. Обосновывается, что дискурсы о традиционных ценностях могут создавать иллюзию стремления России к архаике – к противостоянию самому модерну. В статье, однако, демонстрируется, что ценности, представляемые в качестве традиционных российских (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья и т. д.) гораздо ближе к базовым ценностям модерна, чем наиболее трендовые прогрессистские и леволиберальные ценности и идеологии на Западе, влияющие на политику идентичности. Показано, что во многих западных странах модерн, делающий акцент на «автономной личности», пришел к самоотрицанию: «экспрессивный индивид» начал отрицать вообще любые препятствия на пути к самореализации, включая такие базовые ценности модерна, как стремление к объективной истине, моральный универсализм т. д. Соответственно, попытки сформулировать базовый набор традиционных ценностей можно рассматривать как желание противостоять не столько модерну как таковому или тем его ценностным основаниям, которые подчеркивают стремление к научно-техническому прогрессу или утверждению прогрессивных политических проектов и утопий, сколько идее автономного индивида и экспрессивному индивидуализму. Поэтому Россия вполне может выбрать путь, который будет отличаться как от чистого традиционализма, так и от «альтернативного модерна», так или иначе апеллирующего к идее автономного индивида.
The article is devoted to finding an answer to the question of what the Russian traditional values affirmed in official documents are opposed to. It is substantiated that discourses about traditional values can create the illusion of Russia’s desire for the archaic – to confront Modernity itself. However, as shown in the article, the values presented as traditional Russian (life, dignity, human rights and freedoms, patriotism, citizenship, service to the Fatherland and responsibility for its fate, high moral ideals, strong family, etc.) are much closer to the basic values of Modernity than the most trendy progressive and left-liberal values and ideologies in the West, influencing identity politics. It is shown that in many Western countries Modernity, which places emphasis on the “autonomous personality”, came to self-denial: the “expressive individual” began to deny in general any obstacles to self-realization, including such basic values of Modernity as the desire for objective truth, moral universalism, etc. Accordingly, attempts to establish a set of traditional values can be seen as a resistance not so much to modernity itself or its values that emphasize scientific and technological progress and political utopias, but to the idea of the autonomous individual and its expressive individualism. Therefore, Russia may well choose a path that will differ both from pure traditionalism and from “alternative Modernity”, one way or another appealing to the idea of an autonomous individual.
традиционные ценности, модерн, постмодерн, персонализм, коммунизм, национальная идеология, национальное единство
traditional values, Modernity, postmodern, personalism, communism, national ideology, national unity