Левая идеология новых элит: от роскошных убеждений к универсальному гуманизму
Давыдов Д.А. Левая идеология новых элит: от роскошных убеждений к универсальному гуманизму // Общественные науки и современность. 2023. № 4. С. 7-21. DOI: 10.31857/S0869049923040019. список ВАК
Обосновано, что большая часть современных западных левых политических дискурсов представляют собой идеологию новых, «постбуржуазных» элит. Она включает в себя смесь из концептов, обусловленных постматериалистическими ценностями «когнитивных» элит и «креативного класса». Отмечено, что значительная часть левых прогрессивных идей (включая интерсекциональный марксизм) приводят к политике, которая противоречит интересам бедных и социально уязвимых граждан. Показано, что данное противоречие порождено не только лицемерием новых элит, для которых левые идеи стали способом демонстрации своего статуса («роскошные убеждения»). Ключевая проблема заключается в том, что общество движется к посткапитализму неравномерно. В то время как классический марксизм предполагал первостепенную важность удовлетворения базовых потребностей всех без исключения, сегодня лишь относительное меньшинство индивидов достигает состояния «экзистенциальной безопасности». Данное меньшинство проникается коммунистическими ценностями, однако их антибуржуазный универсальный гуманизм с его широким спектром целей (от идеи «открытых границ» до защиты прав и возможностей «нечеловеческих животных») часто не актуален в мире, в котором большинство людей все еще сталкиваются с материальной нуждой и дефицитом.
It is substantiated that most of the modern Western left-wing political discourses constitute the ideology of new, “post-bourgeois” elites. This ideology is a mixture of concepts conditioned by the post-materialist values of the “cognitive” elites and the “creative class”. It is noted that a significant part of left-wing progressive ideas (including intersectional Marxism) leads to policies that counter the interests of a significant portion of the poor and socially vulnerable people. It is shown that the hypocrisy of the new elites, for whom leftist ideas have become a way of demonstrating their status (“luxury beliefs”), is not the only reason for this contradiction. The key problem is the unevenness of the movement towards post-capitalism. While classical Marxism assumed the primary importance of meeting the basic needs of everyone without exception, today only a relative minority achieved the state of “existential security”. This elite minority is imbued with communist values, but their anti-bourgeois universal humanism with its’ wide range of goals (from the idea of “open borders” to the protection of the rights and opportunities of “non-human animals”) is often not relevant in the context of the world in which many people still face material need and scarcity.