Давыдов Д.А. Марксизм в плену у интерсекциональности // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 125-136. DOI: 10.31857/S013216250024629-4.
В статье рассматриваются попытки синтеза марксизма и концепций интерсекциональности. Такой синтез стал возможен благодаря эволюции марксизма, который все реже фокусировался на экономике и уделял больше внимания культуре. Интерсекциональный анализ завершает данную эволюцию, представляя классовую эксплуатацию как одну из пересекающихся «систем угнетения». Это означает, что только рассматривая все измерения расы, пола, сексуальности и класса в структурах капитализма и империализма, можно понять отношения власти в том виде, в каком мы видим их сегодня. Если революции рабочего класса так и не произошло, то последняя надежда - на объединение всех угнетенных с целью борьбы за равенство/справедливость, демократию/свободу и общность/солидарность. Но, как показано в статье, дискурсы интерсекциональности по причине стремления сочетать несочетаемые интересы и социальные представления «угнетенных» неспособны к конструктивному диалогу и поддержанию внутреннего единства в борьбе с капиталистической системой. В данной связи ставится вопрос о перспективах дальнейшей эволюции (пост-) марксизма.
The article deals with attempts to synthesize Marxism and the concepts of intersectionality. This synthesis became possible thanks to the evolution of Marxism, which focused less and less on economics and paid more attention to culture. Intersectional analysis completes this evolution by presenting class exploitation as one of the intersecting “systems of oppression”. This means that only by looking at all the dimensions of race, gender, sexuality and class in the structures of capitalism and imperialism can one understand power relations as we see them today. If the revolution of the working class never happened, then the last hope is to unite all the oppressed in order to fight for equality/justice, democracy/freedom and community/solidarity. But, as shown in the article, the discourses of intersectionality, due to the desire to combine incompatible interests and social representations of the “oppressed”, are incapable of a constructive dialogue and maintaining internal unity in the struggle against the capitalist system. In this regard, the question is raised about the prospects for the further evolution of (post-) Marxism.
интерсекциональность, марксизм, постмарксизм, классовый анализ, социальная структура, критическая теория, критическая расовая теория, системное угнетение, ЛГБТК+*, феминизм, патриархат
*Движение признано экстремистской организацией, его деятельность запрещена в России
intersectionality, Marxism, post-Marxism, class analysis, social structure, critical theory, critical racial theory, systemic oppression, LGBTQ+, feminism, patriarchy
*The movement is recognized as extremist organization, and its activities are prohibited in Russia